ТАНК Т-64

Поделись с друзьями новостью

Т-64А (Индекс ГБТУ — Объект 434) — советский основной боевой танк. Создан в начале 1960-х в Харьковском конструкторском бюро по машиностроению, серийно выпускался с 1969 года, параллельно со средними танками Т-55, Т-62 и Т-64. Первоначально имел обозначение «Танк Т-64 с гладкоствольной пушкой Д-81». Принят на вооружение советской армии Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 20 мая 1968 года, этим же постановлением танку было присвоено обозначение Т-64А.

ТАНК Т-64, изображение №1

Т-64 имел пушку калибра 115 мм 2A21 (Д-68) и спаренный 7,62-мм пулемёт ПКТ. На нём впервые в мире применили автоматическую систему заряжания орудия с выбором типа снарядов, что позволило сократить экипаж, убрав из него заряжающего. Экипаж танка состоял из трёх человек. На танке впервые был установлен оптический квантовый (лазерный) дальномер. Броня танка впервые в мире стала комбинированной, чтобы повысить защищённость от кумулятивных снарядов и новых видов снарядов с деформируемой головной частью и пластичным взрывчатым веществом. Ходовая часть снаружи получила защитные поворотные щиты, с той же целью. С танка в связи с нецелесообразностью был убран зенитный пулемёт (поскольку скорости фронтовой авиации существенно выросли, и успешный обстрел летящего на большой скорости самолёта стал маловероятным).

Дальнейшая модификация танка Т-64А (с 1968 года) получила более толстую броню и пушку калибра 125 мм, что фактически изменило прежнюю классификацию танков на средние и тяжёлые. Новый танк сочетал в себе качества и тех и других, поэтому стал первым в мире основным боевым танком. Модернизированный вариант данного танка под обозначением Т-64Б (1976 год) стал первым в мире основным боевым танком с ракетно-пушечным вооружением.

ТАНК Т-64, изображение №2

История создания

Принципиально новый танковый дизель 4ТПД был специально сконструирован в дизельном КБ завода № 75 под руководством А. Д. Чаромского.

Идея использовать на перспективном танке оппозитный горизонтальный двигатель возникла у А. А. Морозова задолго до начала работ над «Объектом 430», а официально работы над таким двигателем были начаты в 1946 году.

ТАНК Т-64, изображение №3

Конструкция

Т-64А имеет классическую компоновку, с размещением моторно-трансмиссионного отделения в кормовой, боевого — в средней, а отделения управления — в лобовой части машины. Экипаж танка состоит из трёх человек: механика-водителя, наводчика-оператора и командира, который также выполняет функции заряжающего после расходования боевого запаса в механизме заряжания.

Силовая установка: Двигатель 5ТД, позднее (5ТДФА). Оппозитный, пятицилиндровый, многотопливный, двухтактный турбопоршневой дизель, жидкостного охлаждения с непосредственным смесеобразованием, прямоточной бесклапанной продувкой, поршневым газораспределением, горизонтальным расположением цилиндров и двухсторонним отбором мощности.

Трансмиссия: механическая планетарная с гидросервоприводами управления.

Подвеска: торсионная, состоит из шести узлов подвески на борт. На первых, вторых и шестых узлах подвески установлены гидравлические телескопические амортизаторы двустороннего действия, а на первых, третьих, пятых и шестых — жёсткие упоры (справедливо для Т-64А основных серий). Опорные катки с внутренней амортизацией. Серьезным недостатком подвески Т-64 являлось соосное расположение торсионов длиной в половину ширины корпуса. В результате в отличие от большинства известных танков, где применена спаренная установка торсионов длиной в полную ширину корпуса, на укороченном вдвое торсионе при равном динамическом ходе катка, на такой торсион возникает вдвое большая крутящая нагрузка, что резко снижает живучесть торсиона в условиях постоянной эксплуатации. Именно этот факт заставил конструкторов УВЗ, которым передали на доработку Т-64, вернуться к спаренной установке торсионов, которая и была возвращена на все советские и российские основные танки, начиная с Т-72.

Вооружение: 125-мм гладкоствольная пушка Д-81 (2А26, после 1979 г. — 2А46). Заряжание раздельное с частично сгорающей гильзой. Пушка оснащена механизмом заряжания (МЗ)6ЭЦ10. Механизм заряжания: гидромеханический с постоянным углом заряжания. Находится в специальной кабине, состыкованной с башней (конвейер) и башне. В его конвейере уложены 28 выстрелов раздельного заряжания: бронебойно-подкалиберные, кумулятивные и осколочно-фугасные. Остальные 9 — в отделении управлений и в боевом. Спаренный с пушкой пулемёт ПКТ. Автомат заряжания более чем удвоил боевую скорострельность, которая достигла 10 выстрелов в минуту. Был введён гидроусилитель для управления и водно-воздушный очиститель приборов. Ходовая часть была лишена нескольких механизмов, от двигателя момент силы передавался на ходовую часть напрямую через боковые коробки передач. Преодолеваемый брод — 1,8 метра при высоте танка 2,19. Установлено бульдозерное оборудование для самоокапывания. Зенитный пулемёт для борьбы с вертолётами управлялся командиром танка дистанционно.

Т-64БВ на Поклонной горе
Т-64БВ на Поклонной горе

Опытные образцы на базе танков Т-64А и Т-64Б

Шесть танков с макетом встроенной динамической защиты, два модернизированных танка Т-64БМ2 (объект 447АМ-2) и один Т-64У (объект 447АМ-1) были показаны на параде в честь независимости Украины 24 августа 1999 года. При этом Т-64У с башенным номером «201» находился на «скамье запасных» и по Крещатику не шёл. Внешне Т-64У легко отличить от Т-64БМ2 по отсутствию осветителя на башне рядом с пушкой и антеннообразному датчику ветра на корме башни взамен старого с «ушами», а также по ЗПУ на командирском люке, которая у Т-64БМ2 осталась прежняя, а у Т-64У такая, как на Т-80УД и Т-84.

Специальные машины, созданные на базе Т-64

Помимо военного варианта, БРЭМ-64, был разработан «гражданский» вариант БРЭМ без установки вооружения и системы защиты от ОМП.

■ БМПВ-64 — тяжёлая БМП на базе шасси танка Т-64. Выпущена Харьковским БТРЗ.
 УМР-64 — тяжёлый бронетранспортёр того же завода на базе Т-64
■ ГПМ-64 — гусеничная пожарная машина на основе Т-64
■ Т-55-64 — основной боевой танк, гибрид с шасси от Т-64 и башней от Т-55.
■ ПТС-2 — плавающий транспортёр
■ БАТ-2 — путепрокладчик на базе тягача МТ-Т
 МДК-3 — роторный траншейный экскаватор
■ МТ-Т — тяжёлый многоцелевой гусеничный транспортёр-тягач

ТАНК Т-64, изображение №5

Оценка машины

«В танк Т-64А ещё с момента создания «объекта 430» была заложена основная идея — меньшая масса и минимальный внутренний объём. Она и привела к бесперспективности этого танка, так как двигатель, ходовая часть и другие узлы и механизмы работали на пределе своих возможностей, не имея запаса прочности. Тяжело было и экипажу из-за кабинной укладки выстрелов.»
— Карцев Л. Н. «Воспоминания Главного конструктора танков»

«Ходовая часть «434» для перспективы и модернизации неприемлема, разрабатывать машину на этом шасси нельзя.»
— Соич О. В., директор ХЗТМ

«На танке Т-72 есть резерв развития веса. На Т-64А этого нет, особенно по ходовой части…»
— Потёмкин Э. К., директор ВНИИ-100

«При такой конструкции механик-водитель был изолирован от командира и наводчика, а пороховые заряды артиллерийских выстрелов в сгорающих гильзах располагались вертикально по периметру боевого отделения. Это была в прямом смысле слова «пороховая бочка». Наряду с этим, такая конструкция отличалась излишней сложностью и была нетехнологична. Меня удивило, что Морозов согласился с таким решением. Был ещё один вопрос. Набутовский, в погоне за снижением веса, заменил дублирующий ручной механический подъёмный механизм пушки на гидравлический, подключив его к гидравлической системе стабилизатора пушки в вертикальной плоскости. Это оригинальное и красивое, с точки зрения экономии веса и внутренних объёмов боевого отделения, конструкторское решение не выдерживало никакой критики с точки зрения особых требований по надёжности к дублирующим приводам наведения. Весь смысл дублирующих приводов наведения пушки заключался в том, чтобы в условиях боя, когда в танке откажут и гидравлика, и электрика, но ещё сохранит некоторую боеспособность экипаж, наводчик смог, используя только свою мускульную силу и механические приводы наведения, вести огонь из пушки. В этом плане гидравлический ручной подъёмный механизм пушки противоречил здравому смыслу.»
— Костенко Ю. П. о конструкции Т-64, после командировки в КБ завода им. Малышева

ТАНК Т-64, изображение №6

Взгляд со стороны вероятного противника

В журнале Armor за март — апрель 1990 года капитан Джеймс Уорфорд в статье «Оценка советского танка Т-64» сделал такие выводы о значении принятия на вооружение Советской армии ВС СССР танков Т-64:

«Мы до сих пор ощущаем то, как развёртывание Т-64 повлияло на НАТО. Как только стали известны возможности нового танка, западные армии запустили программы ускоренной разработки и развёртывания оружия противодействия Т-64. Эти усилия не просто продолжались несколько лет, но и усилились с появлением в 1984 году Т-64, оснащённых реактивной бронёй…

Если бы Т-64 вступил в бой неожиданно [для сил НАТО], — так, как вступили в бой Т-34/76 Второй мировой войны, — экипажам НАТО пришлось бы столкнуться с действительно новаторским, до того неизвестным оружием. Танкисты НАТО доблестно сражались бы на своих, худших, танках — с мрачным для них исходом … Развёртывание Т-34/76 было первым прецедентом, когда Советская Армия застала противника врасплох, выставив на поле боя новый, новаторский танк. Во второй раз это произошло с Т-64. Если бы Т-64 пошёл в бой против танков НАТО 1960-х и 1970-х годов, он бы наверняка захватил превосходство на поле боя. И хотя развёртывание Т-64 было направлено на тогдашних вероятных противников СССР [в мирное, а не военное время], его последствия были несоизмеримо большими и они ощущаются по сей день. Развёртывание FST-2 может стать третьим таким эпизодом, и Советы вновь ошеломят своих противников техническим превосходством. Мы обязаны изучить эту угрозу, предпринять ответные действия и разбить её до того, как она получит шанс на внезапный разгром её противников на будущих полях будущей войны … FST-2, как и Т-64, может стать танком, который сможет выиграть следующую войну.»

Британский генерал Джон Хекетт, командующий Северной армейской группой НАТО в 1965—1968 годах, так описывал этот танк к своей книге «Третья Мировая война: нерасказанная история»:

«… Производившийся в Харькове, на Украине, Т-64 был оснащен мощной 125-мм гладкоствольной пушкой с автоматом заряжания, и мог выпустить восемь снарядов в минуту на дистанцию до 2000 метров. Он имел экипаж в три человека, улучшенную броню, новый 780 л. с. двигатель, передовые приборы ночного видения и (подобно «Чифтену») лазерный дальномер. Однако, этот танк не пользовался большой популярностью у танкистов. Они находили его ненадёжным. С него часто слетали гусеницы. По сути, он создавался в спешке, как ответ на перспективный американский танк MBT-70, так и не принятый на вооружение.»

ТАНК Т-64, изображение №7

Модификации

Т-64А в Московском суворовском военном училище
Т-64А в Московском суворовском военном училище

Т-64А (1969 год) — модернизированный Т-64. Была установлена 125-мм гладкоствольная пушка, новая система управления огнём, изменена конструкция автомата заряжания, установлен зенитный пулемёт с дистанционным управлением, установлен теплозащитный кожух ствола пушки, усилено бронирование башни, установлена новая система противопожарного оборудования, оборудование для самоокапывания, оборудование для навешивания минного трала КМТ-6, многотопливный двигатель, система для преодоления глубокого брода, система обеспечения работы двигателя в условиях высокогорья, система дорожной сигнализации.

Т-64АК (1973 год) — командирский танк (все командирские танки в России отличаются установкой дополнительной радиостанции КВ-диапазона, оснащенной съёмной антенной, навигационной аппаратуры и вспомогательного агрегата для подзарядки аккумуляторных батарей).

Т-64Б
Т-64Б

Т-64Б (1976 год) — модернизированный вариант Т-64А. Основные отличия: комплекс управляемого вооружения, система управления огнём, система защиты от напалма, система пуска дымовых гранат «Туча», сплошные бортовые экраны, усилено бронирование корпуса и башни, труба ствола пушки получила быстроразъёмное соединение с казёнником, увеличен динамический ход опорных катков.

Т-64БК (1976 год) — командирский танк Т-64Б.

Т-64Б1 (1976 год) — вариант танка Т-64Б без некоторых элементов комплекса управляемого вооружения (станция наведения, управляемые ракеты и др.).

Т-64БМ (1983 год) — вариант танка Т-64Б с двигателем 6ТД — 6-цилиндровым многотопливным двухтактным турбопоршневым дизелем мощностью 1000 л.с.

Т-64БВ украинских ВС
Т-64БВ украинских ВС

Т-64БВ (1985 год) — вариант танка Т-64Б с навесной динамической защитой. Бронирование лба корпуса усилено.

Т-64БВ1 (1985 год) — вариант танка Т-64Б1 с навесной динамической защитой.

Т-64БМ «Булат»
Т-64БМ «Булат»

Т-64БМ «Булат» (2005 год) — украинская современная модификация. Является результатом модернизации танка Т-64Б.

Т-64Е (2010 год) — украинская современная модификация с двигателем 5ТДФЕ мощностью 850 (900) л. с. и ВСУ мощностью 10 кВт. Оснащён модернизированной СУО, ДЗ «Дуплет», комплексом управляемого оружия «Комбат» и спаренной зенитной 23-миллиметровой пушкой с дистанционным управлением.

Т-64Б1М (2014 год) — украинский упрощённый вариант модернизации танков Т-64Б1, создан на Харьковском бронетанковом заводе. На танке установлена встроенная динамическая защита, усиливающая защиту башни, лобовой части корпуса и борта. В задней части башни установлена ниша для боекомплекта и оборудования.

Т-64БМ1М (2014 год) — украинский вариант модернизации Т-64 с динамической защитой «Дуплет» и забашенной нишей.

ТАНК Т-64, изображение №12

Применяемые боеприпасы основного вооружения

Применялось три типа снарядов: кумулятивный, осколочно-фугасный и бронебойный подкалиберный. В середине 70-х годов на вооружение принимается комплекс управляемого вооружения «Кобра». Управляемый снаряд с боевой кумулятивной частью размещался в «карусели» автомата заряжания, при этом снаряд был разделён — в лотке снаряда укладывалась головная часть (боевая часть + двигательный отсек), в лотке заряда — отсек управления + вышибной заряд. Механическое соединение снаряда (включая коммутацию электрических цепей) происходило автоматически в казённике пушки при выполнении цикла заряжания. Запуск производился через ствол пушки, в качестве вышибного заряда использовался алюминиевый поддон штатного выстрела, снаряжённый минимальным зарядом. Двигательная установка снаряда запускалась на расстоянии примерно 70 м от среза ствола.

Бронепробиваемость кумулятивного снаряда на Т-64А составляла 450 мм.

Служба и боевое применение

■ Афганская война (1979—1989) — в январе 1980 года поступили на вооружение 40-й армии, однако, вследствие неудовлетворительной работы двигателя в условиях высокогорья вскоре были сняты с вооружения.

■ Битва за Бендеры (1992) — бой у моста под Бендерами в Приднестровье. Как минимум, 2 Т-64БВ в этих боях были уничтожены, при этом их огнём была полностью подавлена артиллерия Молдовы. Также выстрелом из СПГ-9 был уничтожен один Т-64БВ миротворческих сил России.

■ Вооружённый конфликт на востоке Украины (с 2014) — используется обеими сторонами конфликта.

Т-64БВ
Т-64БВ
-->

Тактико-технические характеристики Т-64А

Экипаж, чел.: 3
Разработчик: ХЗТМ
Годы производства: 1969-1987 гг
Годы эксплуатации: с 1973
Количество выпущенных, шт.: более 8000
Компоновочная схема: классическая

Вес Т-64 — 38,5 тонн

Размеры Т-64

■ Длина корпуса, мм: 6540
■ Длина с пушкой вперёд, мм: 9225
■ Ширина корпуса, мм: 3415
■ Высота, мм: 2172
■ База, мм: 4242
■ Колея, мм: 3270
■ Клиренс, мм: 500

Броня Т-64

■ Тип брони: комбинированная многослойная
 Лоб корпуса (верх), мм/град.: 80+105 (СТБ) +20/68°
■ Лоб корпуса (низ), мм/град.: 80 / 60°
■ Борт корпуса, мм/град.: 80
 Лоб башни, мм/град.: 90+150 (алюминиевый сплав) +90

Вооружение Т-64

 Калибр и марка пушки: 125-мм 2А46-1
■ Тип пушки: гладкоствольная пушка
 Длина ствола, калибров: 51 (6350 мм)
■ Боекомплект пушки: 37
■ Дальность стрельбы, км: до 10
 Прицелы: ТПД2-49, ТПН1-49-23, ПЗУ-5
■ Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ; 1 х 12,7-мм НСВТ

Двигатель Т-64

■ Тип двигателя: 5ТДФ
■ Мощность двигателя, л. с.: 700

Скорость Т-64

■ Скорость по шоссе, км/ч: 45-50 (предельная — 60,5)
■ Скорость по пересечённой местности, км/ч: 35-45

Запас хода по шоссе, км: 500-600 (700 с доп. баками)
Запас хода по пересечённой местности, км: 225—360 (310-450 с доп. баками)
Удельная мощность, л. с./т: 18
Тип подвески: независимая торсионная
Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,84
Преодолеваемый подъём, град.: 30
Преодолеваемая стенка, м: 0,8
Преодолеваемый ров, м: 2,85
Преодолеваемый брод, м: 1 (с 1976 года — 1,8)

Колонна Т-64. Вывод советских войск с территории Венгрии, 1 июля 1990 года.
Колонна Т-64. Вывод советских войск с территории Венгрии, 1 июля 1990 года.
Военмех-инфо
-->
, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *