ТАНКИ «РЕНО» FT ГОСУДАРСТВ-ЛИМИТРОФОВ. 1919-1940 ГГ. Польша (По следам «Мира Танков»)

Поделись с друзьями новостью
ТАНКИ «РЕНО» FT ГОСУДАРСТВ-ЛИМИТРОФОВ. 1919-1940 ГГ. Польша, изображение №1

Окончание Первой Мировой войны сделало Польшу обладательницей третьего по численности в Европе (и четвертого в мире!) парка танков «Рено» FT. После прибытия на родину из Франции Польской Армии генерала Халлера в июне 1919 года в Лодзи был расквартирован 1-й танковый полк Польской Армии, на вооружении которого имелось 120 танков.

Польский FT-17. 1920-е годы
Польский FT-17. 1920-е годы

Решение о создании 1-го танкового полка (1er Regiment des Char Blindes Polonais) в составе Польской армии Халлера во Франции на базе французского 505-го танкового полка (505 Regiment des Char Blindes) было принято 15 марта 1919 года. Формирование полка началось в Мартиньи-ле-Бен в департаменте Вогезы 22 марта 1919 года. Личный состав полка был смешанным франко-польским и состоял из французских военнослужащих 505-го полка, польских добровольцев из Франции и С.-А.С.Ш. и бывших польских военнопленных из германской и австро-венгерской армии. Первые добровольцы начали прибывать 28 марта. Командовать полком назначили подполковник Жюль Маре ранее занимавшего ту же должность в 505-м полку. На этой должности он оставался с 21 марта 1918 года по 15 октября 1919 года, когда его сменил подполковник Адольф Энгель. С августа 1920 года полком командовал подполковник В. Орлик-Рюкеманн.

Польская рота танков FT-17 прибыла на советско-польский фронт. 1919 г
Польская рота танков FT-17 прибыла на советско-польский фронт. 1919 г

Польский танковый полк формировался по штатам французского полка и состоял из 5 рот, получивших нумерацию в соответствии с номерами пехотных дивизий армии Галлера – 1, 2, 3, 6 и 7. Впоследствии номера были изменены на 1, 2, 3, 4 и 5.

Каждая рота имела 24 танка и включала 3 боевых взвода по 5 танков в каждом (три пушечных и два пулеметных), резервный эшелон из 5 танков, взвод снабжения и ремонта (два пушечных и один пулеметный танк), танк командира роты. Всего на вооружении полка имелось 120 танков «Рено» FT-17/18 – 72 пушечных и 48 пулеметных (ряд источников называют другие цифры – 75 пушечных и 45 пулеметных). Первоначально полк состоял из двух батальонов двухротного состава и отдельной роты, позднее развернутой в третий батальон.

На день отбытия из Франции в 1-ом танковом полку насчитывалось 389 французов (34 офицера и 354 унтер-офицеров и солдат) и 453 поляков (11 офицеров и 442 унтер-офицеров и солдат). Полк прибыл по железной дороге в польский город Лодзь между 1 и 16 июня 1919 года.

«Рено» FT массово применялись поляками в войне с Советской Россией в 1919-1920 годах. Начиная с августа 1919 года, отдельные танковые роты и взводы были задействованы в боях на всех фронтах.

Первой приняла участие в боевых действиях 2-я рота 1-го батальона. 19 августа 1919 года 24 танка выдвинулись из Лодзи для поддержки наступления 58-го пехотного полка 14-й Великопольской дивизии на Бобруйск. Командовал ротой капитан Ж. Дюфо, все офицеры были французами. Рота сыграла важную роль при прорыве линии обороны большевиков и поддержке наступающей польской пехоты. 28 августа 1919 года танки в сопровождении пехотных колонн вошли в город. После успешного окончания операции, 2-ю роту по железной дороге перебросили на север для усиления 1-й пехотной дивизии Легионов, штурмующей форты Двинска. Действиями роты руководил лично подполковник Маре. После возвращения в Варшаву, большинство французов отбыло на родину, часть осталась в качестве советников. До весны 1920 года 1-й танковый полк больше не участвовал в боевых действиях.

Перевозка польского танка FT-18 в кузове грузовика
Перевозка польского танка FT-18 в кузове грузовика

Весной 1920 года южное крыло польской армии продвинулись в глубь Украины и захватило Киев. В ходе этого наступления 1-й танковый полк находился в резерве. В мае 1920 года 1-й танковый батальон (1-я и 2-я роты) располагался в Вильно, 2-й танковый батальон (3-я и 4-я роты) в Киеве. Размещенная в Киеве 3-я рота использовалась для несения дозорной службы на восточном берегу Днепра.

В конце мая Красная Армия начала наступление на Украине и Белоруссии. После прорывы фронта и выхода 1-й Конной армии в тыл, началось отступление польских войск. 2-му танковому батальону было поручено прикрывать отход польской пехоты и спасающихся от большевиков гражданских лиц. 3-ю роту отправили для усиления местного гарнизона в районе железнодорожного узла Казатин. 4-ю роту использовали для усиления обороны вокруг города Ровно. Отход 3-й пехотной дивизии на дороге Корец – Ровно прикрывал 2-й взвод во главе с лейтенантом Брониславом Рафальским.

Бой за Ровно шли весь день 5 июля, танки вновь служили арьергардом. Бой в окрестностях города продолжался до глубокой ночи, когда 4-я рота отступила к уже оставленному железнодорожному вокзалу и погрузила танки на платформы. Хотя большинство танков 4-й роты оказались повреждены, только один был потерян.

Танкист польской армии. 1939 г.
Танкист польской армии. 1939 г.

1 августа 1920 года полностью укомплектованная танками 3-я рота вернулась на южный фронт из Лодзи Её первой задачей стала поддержка 12-й пехотной дивизии в обороне Западного берега реки Серет. Позже танки были перевезены во Львов, чтобы помочь в обороне города от приближающейся 1-й Конной армии

Дислоцированный в северной части фронта в Вильно 1-й танковый батальон 4 июля 1920 года оказался под угрозой окружения в ходе наступления Тухачевского. Батальон был переброшен по железной дороге в Гродно, где 2-й роту передали гарнизону города, а танки 1-й роты оставили на платформах. 19 июля Гродно был атакован 3-им конным корпусом Гая. Слабый польский гарнизон вскоре были разбит и генерал Стефан Мокшецкий, командовавший обороной Гродно, отдал приказ 2-й роте контратаковать. В дальнейшем, обе роты 1-го батальоны вели арьергардные бои, прикрывая отступление польских воск.

После успешного наступления, Красная Армия к началу августа 1920 года подошла к Варшаве. По плану Юзефа Пилсудского было решено сконцентрировать все танки 1-го полка для обороны столицы. Однако удалось собрать только 38 машин. Остальные были рассредоточены по всему югу Польши с целью усиления обороны или временно выбыли из строя и находились на ремонте в Лодзи.

Из 38 имеющихся в наличии танков 16 были из состава 2-й роты, 12 из 4-й роты и 10 из недавно сформированной 5-й роты.

Наиболее важным сражением, в котором участвовали танки «Рено» FT в ходе обороны Варшавы, оказался бой около Радзымина, к востоку от столицы. Борьба за этот город сыграла важнейшую роль в провале советского наступления на Варшаву. Польская армия перешла в наступление утром 16 августа 1920 года. Контратаку 1-й Литовско-Белорусской пехотной дивизии на Радзымин поддерживал 2-й взвод 5-й роты 3-го танкового батальона. Части оперативной группы генерала Э. Рыдз – Смиглы прорвали слабую оборону Мозырской группы и выдвинулись на северо-восток, с целью окружить советские войска штурмующие Варшаву. К этому времени была сформирована Бронированная группа майора Новицкого, в которую вошли три танковые роты по два взвода в каждой и три бронепоезда. Перед группой была поставлена задача разблокировать путь между Варшавой и Минск-Мазовецком к юго-востоку от столицы. Наступление на Минск-Мазовецкий началось 17 августа от Милосна с атаки двух танковых рот вдоль железнодорожных путей, по одной с каждой стороны. Их поддерживали пехота и три бронепоезда. Части Красной Армии были быстро разбиты и отброшены назад.

После успешного окончания операции под Минск-Мазовецком, Бронированная группа Новицкого была придана 18-й пехотной дивизии с задачей отрезать пути отступления 3-му кавалерийскому корпусу Гая, который, пытаясь избежать окружения, отступал восток вдоль границы Восточной Пруссии. Майор Новицкий создал оборонительную линию между Цеханов и Млавой, используя три бронепоезда, две установленные на железнодорожных платформах танковые роты, которые использовались как бронепоезда и одну танковую роту, задействованную для патрулирования местности.

Для польских войск стало неожиданностью атака 3-го конного корпуса под прикрытием тумана 22 августа. В ходе боя майор Новицкий был убит снарядом в бронепоезде «Данута». Не смотря на то, что коннице Гая удалось прорваться, 3-й конный корпус оказался прижат к границе Восточной Пруссии, был вынужден ее перейти и оказался интернирован.

2-й танковый батальон не был задействован в битве при Варшаве, так как участвовал в обороне Львова, после чего поддерживал наступление 6-й армии на Украине. После того, как танки помогли захватить Задворье и Скнилов, машины батальона вернулись во Львов и больше не принимали участие в боях. Бои под Варшавой и на Украине в августе 1920 года стали последними, в ходе которых польское командование задействовало 1-й танковой полк. Было принято решение оставить полк в резерве, где он оставался до прекращения боевых действий.

Тактика использования танков «Рено» FT в ходе советско-польской войны значительно отличается от той, что применялась на Западном фронте. Тихоходный, с небольшим запасом хода танк изначально предназначался для поддержки пехоты при прорыве укрепленных линий обороны. В Польше боевые действия развивались по другому сценарию – им были присущи маневренность, продолжительные марши и быстрое изменение линии фронта. Танки «Рено» FT приходилось часто перебрасывать на значительные расстояния с одного участка фронта на другой, порой в разные концы страны. Этим вызвано и частое размещение танков на железнодорожных платформах, что позволило объединить огневую мощь с необходимой мобильностью в ходе преследования или отступления. Несомненно, полякам принадлежит первенство в использовании танков для создания импровизированных бронепоездов. Установка танков на железнодорожные платформы не только для транспортировки, но и для ведения боя сделало возможным в короткие сроки формировать необходимое количество бронепоездов, более подходящих для маневренной войны. Кроме того, это оказалось быстрым и простым способом вновь задействовать ранее поврежденные или вышедшие из строя танки.

Не смотря на изменившуюся тактику ведения боя, во многих случаях, когда танки использовались в соответствии с их первоначальной концепцией – как средства поддержки и сопровождения пехоты, они помогли ей достигнуть поставленных целей и обеспечили успешный исход операций. Солдаты 1-го танкового полка были награждены 34 крестами Virtuti Militari, самой высокой польской наградой за храбрость на поле боя.

Только 8 танков из 120 были безвозвратно потеряны в боях, главным образом, потому что не могли быть эвакуированы с поля боя. Это говорит как о высокой надежности и ремонтопригодности танка «Рено» FT, так и навыках механиков, которые в примитивных условиях могли поддерживать машины в рабочем состоянии. Тем не менее, быстрый износ танковых двигателей стал причиной частого возвращения танков на базу в Лодзь, а это, в свою очередь, приводило к тому, что танки длительные периоды времени находились вдали от линии фронта.

1-й танковый полк был расформирован 11 августа 1921 года и на его основе были созданы три отдельных танковых батальона.

В октябре 1921 года в оккупации Верхней Силезии участвовала сводная рота танков.

В 1924 году Польша докупила у Франции 6 танков «Рено» TSF, а в 1929-30 годы приобрела обновленные модификации «Рено» FT – 5 танков «Рено» M26/27 и 24 танка «Рено» NC-27.

Северные ворота Цитадели Брестской крепости, заблокированные поляками танками «Рено» FT. Снимок солдата 76-го пехотного полка вермахта. Сентябрь 1939 г.
Северные ворота Цитадели Брестской крепости, заблокированные поляками танками «Рено» FT. Снимок солдата 76-го пехотного полка вермахта. Сентябрь 1939 г.

Кроме закупок техники у своего союзника Польша в середине 1920-х годов предпринимает попытку модернизировать «Рено» FT и наладить его производство. В 1926 году на заводе CWS из оригинальных запасных частей и обычных стальных листов было построено 27 танков. Танки получили обозначение «Рено» FT-17 CWS – неофициальное прозвище «железные», и использовались главным образом для обучения экипажей. С того же года танки «Рено» FT начали оснащать новыми гусеницами конструкции капитана Кардашевича. В 1925 году Кардашевич сконструировал новую гусеницу с мелкими звеньями, которая позволила увеличить скорость танка, понизила уровень шума и уменьшила расход топлива. Всего новыми гусеницами были оснащены, как минимум, 65 танков. В 1926 году прошла испытания модификация с генератором дымовой завесы (т.н. «газовый» танк). Проект отклонили, но фотографии «газового» танка были очень популярны в польской и иностранной военной прессе в течение долгого времени. В 1930-е годы было запланировано переделать «Рено» TSF в боевые танки, заменив неподвижную рубку на обычную башню с вооружением.

Немецкие солдаты осматривают танки в Северных воротах
Немецкие солдаты осматривают танки в Северных воротах

Первоначально «Рено» FT польской армии имели французский камуфляж. В конце двадцатых большинство машин очевидно (FT-17 CWS точно) имели темно-зеленый цвет. Между 1932 и 1936 годами использовался т.н. «японский « камуфляж. Он состоял из пятен желто-песочного, темно-зеленого и темно-коричневого цветов, разделенных тонкими черными полосами. С 1936-1937 года, танки стали окрашиваться в стандартный трехцветный камуфляж. На основной коричнево-зеленый цвет наносились серопесчаные и темно-коричневые размытые пятна. Пятна были главным образом горизонтальными, с мягкими переходами. Никакого стандартного образца пятен не имелось. Интерьер внутри окрашивался в песочный цвет. Танки не имели никаких знаков отличия, и только в начале службы несли французские тактические символы – игральные карты. В 1930-е годы некоторые танки могли нести тактические знаки для учебных целей. Номера танков наносились спереди и на боках трансмиссии только до 1937 года.

Польские «Рено» FT-17 были вооружены также как и французские – пушкой «Пюто» SA-18 (wz.18) L/21 или пулеметом «Гочкис» Mle.14 (в конце двадцатых их заменили на «Гочкис» wz.25. калибра 7.92 мм). Около 3/5 всех танков были вооружены пушкой.

«Средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина типа R»
«Средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина типа R»

В 1936 году на вооружении польской армии находилось 174 танка «Рено» FT. В их числе: 112 «Рено» FT-17/18, 6 «Рено» TSF, 27 «Рено» FT-17 CWS, 5 «Рено» M26/27, 24 «Рено» NC-27. К началу Второй Мировой войны количество танков уменьшилось и составляло 102 танка «Рено» FT всех модификаций. 70 танков входили в состав 2-го бронебатальона в Журавице и 32 – в состав двух дивизионов бронепоездов как «бронедрезины». На сокращение числа танков повлияли как износ матчасти, так и поставки машин на экспорт. 15 или 16 танков было фиктивно продано в 1936-1937 годах Уругваю. На самом деле их получателем стала Республиканская Испания. Некоторые из источников утверждают, что туда же попали 2 – 3 роты, проданные Китаю. Возможно, среди других было продано несколько FT-17 CWS .

Взвод TK-R-TK
Взвод TK-R-TK

ойну польские «Рено» FT встретили в составе 2-го бронебатальона майора З. Хабовски, сформированного в сентябре 1939 года. Батальон состоял из трех рот – 111-й (капитан В.Гадомский), 112-й (поручик В. Стоклас ) и 113-й (поручик Й. Островский), по 15 танков в каждой. Рота состояла из штаба, 3 взводов и взвода обеспечения. Взвод имел смешанный состав из 3 пушечных и 2 пулеметных танков. Батальон базировался в Перемышле.

После окончания мобилизации 6 сентября 1939 года, батальон направили в Брест. До места назначения он добрался не в полном составе. Из-за бомбардировки железнодорожного пути 111-ю роту пришлось 9 сентября выгрузить около города Луков, после чего она попыталась отойти на восток. Два танка рота потеряла в бою с разведгруппой танковой дивизии «Кемпф». Остатки 111-й роты были захвачены 16 сентября.

112-я и 113-я роты приняли участие в защите Брестской крепости. Там они были развернуты на оборонительных позициях, ожидая нападения немцев. Отвечавший за оборону города командир группы «Брест» генерал Плисовский, из-за малочисленности гарнизона, недостаточного для организации обороны по линии фортов, принял решение защищать Цитадель, а также Кобринское и Тереспольское укрепления. Вся артиллерия и частично вкопанные в землю танки «Рено» FT были сконцентрированы на северном направлении.

10-я танковая дивизия Вермахта атаковала Брест 14 сентября. Разведывательный батальон и 8-й танковый полк 10-й танковой дивизии, поддержанные артиллерией и авиацией, с ходу атаковали линию польской обороны в Кобринском укреплении. Огнем артиллерии и 113-й танковой роты под командованием поручика Йежи Островского этот натиск был отбит. Чтобы предотвратить прорыв немцев в Цитадель несколько танков заблокировали Северные ворота. Отражая атаки 2-го батальона 8-го танкового полка (в атаках участвовало около 80 танков), 112-я рота поручика Вацлава Стокласа была практически полностью уничтожена на позициях к северу от Брестской цитадели – потери составили 12 танков, но задачу остановить противника выполнила. О потерях с немецкой стороны информация отсутствует. 15 сентября танки 112-й роты, ведя огонь с расположенных внутри крепости закрытых позиций, помогли отразить атаки на Цитадель. 16 сентября, после длившегося целый день боя, поляки отступили из крепости. Попытки отвести уцелевшие танки закончились неудачей, и их было решено оставить. Два бронепоезда – № 55 «Барташ Главацкий» и № 53 «Смелый», вместе с со своими танками приняли участие в защите Бреста.

Несколько танков «Рено» FT сражались под Модлином.

Небольшое количество «Рено» FT вместе с другой бронетехникой, главным образом изношенной и по этой причине не мобилизованной, вошли в состав импровизированных отрядов, созданных тремя Резервными Центрами бронетехники.

По польским данным, в ходе боев, а также при обстрелах и бомбардировках была потеряна половина имевшихся танков «Рено» FT. Остальные в различной степени исправности стали трофеями Вермахта.

Польским танковым войскам (как и армии в целом) после сентябрьского поражения было суждено возродиться во Франции. И снова, как в годы Первой Мировой войны, все началось со « старых знакомых « FT-17/18. Первые 42 танка поляки получили в марте 1940. Многие из «Рено» FT вообще были разоружены, некоторые несли 7,5-мм пулемет Mle.31 и лишь немногие имели 37-мм пушку. В мае того же года 1-й батальон Бронекавалерийской бригады полковника Мачека получил новые «Рено» R-35 и был спешно послан на фронт. После этого, 2-й батальон получил танки «Рено»AMX R-40 и также отправился на фронт. «Рено» FT участия в боях не принимали и использовались поляками только для обучения.

«Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ТК»
«Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ТК»

Рассказывая об истории «Рено» FT в Польше, нельзя не отметить, что поляки не только первыми начали использовать танки для создания бронепоездов, но и создали на их основе оригинальную железнодорожно-наземную бронированную дрезину.

В начале 1930-х годов по предложению полковника Коссаковского для танков «Рено» FT было разработано специальное шасси для движения по железнодорожному полотну. В 1932 и 1933 годах построили два прототипа бронедрезины. Железнодорожное шасси первого прототипа приводилось в движение при помощи гусениц танка, напрямую воздействовавших на колеса платформы. Дрезина развивала скорость 38 км/ч. У второго прототипа приводная ось железнодорожного шасси была связана с трансмиссией танка при помощи карданного вала. После установки танка на платформу требовалось 3 минуты для подсоединения вала и менее 3 минут на его отсоединение. Шасси имело механизм реверса, позволявший двигаться с одинаковой скоростью 45 км/ч(55 -57 км/чна последних моделях!) вперед и назад. Общая масса бронедрезины составила 10,5 тонн, из которых на железнодорожное шасси приходилось 3,4 тонны. Длина шасси 8,11 м., ширина 2,04 м., высота (платформа с танком) 2,83 м. Этот (второй) прототип был принят на вооружение и в январе 1938 года первую партию из 18 железнодорожных шасси изготовили в Чорзове, а всего до 1939 года их выпустили 38. Новый образец бронетехники получил название «средняя железнодорожно-наземная бронированная дрезина R» («R» в названии – от Renault) и предназначался для замены чехословацких бронедрезин «Татра» (Tatra Typ 18) закупленных Польшей в конце 1920-х.

Часть бронедрезин типа «R» было включено в состав необычного соединения. Перед началом войны польскому бронепоезду придавались 2 взвода бронедрезин, каждый из которых состоял из одной бронедрезины типа «R» и двух типа «ТК».

Поврежденные бронированные дрезины типа «ТК». На заднем плане дрезина типа «R». Сентябрь 1939 г.
Поврежденные бронированные дрезины типа «ТК». На заднем плане дрезина типа «R». Сентябрь 1939 г.

«Легкая железнодорожно-наземная бронированная дрезина ТК» представляла собой железнодорожную платформу с подъёмным механизмом, на которую устанавливались танкетки ТК или TKS. Для движения по железной дороге гидравлический подъемный механизм опускал танкетку гусеницами на рельсы. Полный вес дрезины составил4150 кг., а высота в опущенном состоянии была такой же, как у самой танкетки –1,33 м. К 1939 году польская армия имела на вооружение 50 бронедрезин типа «ТК». Скорость бронедрезины типа «ТК» лишь незначительно уступала танкетке, однако в отличие от бронедрезины типа «R», «ТК» не имела реверса, что препятствовало быстрому движению задним ходом (его скорость не превышала5 км/ч). Для того, чтобы как-то решить эту проблему, две или три дрезины соединялись вместе по схеме «тяни-толкай». Чисто «танкетный» вариант обозначались как ТК-ТК, а комбинация из двух бронедрезин типа «ТК» и одной типа «R» как TK-R-TK. Кроме решения задачи движения с одинаковой скоростью передним и задним ходом, буксировка бронедрезиной типа «R»позволяла уменьшить износ гусениц бронедрезины типа «ТК».

Использовались TK-R-TK в основном для разведки и патрулирования железных дорог, при этом FT-17 зачастую оставался на платформе, а танкетки, обладавшие большей скорость и запасом хода (в зависимости от модификации – 40-45 км/ч. и 180-200 км. соответственно) двигались по земле. Для того чтобы покинуть свою платформу им требовалась не более 1 минуты. Одна из бронедрезин «ТК» оборудовалась радиостанцией.

Захваченные немцами бронированные дрезины типа «R» и «ТК» из состава взвода TK-R-TK
Захваченные немцами бронированные дрезины типа «R» и «ТК» из состава взвода TK-R-TK

Объединение бронедрезин обоих типов во взвод TK-R-TK, позволило создать универсальное разведывательное подразделение, каждая часть которого могла действовать в случае необходимости самостоятельно. Часть бронедрезин в ходе войны была разукомплектована, так как танкетки и танки с них устанавливались не земле в качестве ДОТов и впоследствии были уничтожены или брошены своими экипажами.

Захваченные немцами бронированные дрезины типа «R»
Захваченные немцами бронированные дрезины типа «R»

В конце 1930-х годов в составе польских бронепоездов входили 18 пушечных танков FT-17. Каждый из бронепоездов (кроме №15) имел по две бронедрезины типа «R». Перед войной бронепоезд №13 передал два своих танка (бронедрезины) Армии «Поможе» для усиления обороны моста в Тчеве. Они не участвовали в боевых действиях, и их судьба не известна. Возможно, бронепоезду №13 придали другие два FT-17. Всего к началу Второй Мировой войны два дивизиона бронепоездов располагали 32 бронедрезинами типа «R».

Кихтенко А.В.

https://otvaga2004.ru/tanki/v-stroyu/reno-limitrofov-1919-1940/

Военмех-инфо
-->
, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *