
Заброневая контузионная травма — повреждения кожного покрова, и (или) костных структур, и (или) внутренних органов человека от динамических нагрузок, возникающих при непробитии защитной структуры бронеодежды (определение из ГОСТ Р 50744-95).
ЗЛКТ сильно зависит от модели бронежилета, а также условий поражения — средства, скорости, угла и места попадания.
В целом на запреградку при разработке исторически все кладут, равно как и на увеличение тяжести ранения при пробитии. Причина в том, что это не столь явные последствия, как факт пробития/непробития, а для их ликвидации нужно серьезно работать со структурами.
Запреградная травма с медицинской точки зрения — это локальная контузия внутренних органов ударной волной в направлении прилета пули. Ударная волна возникает при контакте высокоскоростного тыльного прогиба структуры с телом человека. Несколько реже травма наносится инфразвуковыми колебаниями бронеплиты (характерно для стальных плит), приводящими к дисфункции внутренних органов. И в этом случае, даже при отсутствии прогиба и отпечатка на пластилине, травма может быть чрезмерной. В СТиСе в свое время стреляли 4мм стали +8мм паролона vs. 12 кал «Стрела» на собаках. Прогиба нет вообще, выживших тоже — смерть на месте в течение часа.
Помните, что места предыдущих попаданий и края панелей (4-5 см от края) являются ослабленными зонами и приемлемая травма при попадании в них не гарантируется никем.
Помните, что при поражении в БЖ могут развиваться патологии, которые могут привести к летальному исходу даже на 3-5 сутки. Визуально эти патологии могут быть незаметны, особенно на фоне сопутствующих ранений.
Скажем, ситуация: в бойца попало 2 пули — одна в руку (или ногу), вторая — в бронепанель. Он получил две травмы — огнестрельное ранение конечности и тупую контузионную травму внутренних органов. При эвакуации все снаряжение было снято, включая бронежилет. В тяжелом состоянии был доставлен в госпиталь, где огнестрельное ранение было обработано, а тупая травма осталось незамеченной. Угнетенное состояние медики спишут на шок и на реакцию на антибиотики. А ночью на 3-5 сутки боец неожиданно умрет. А после вскрытия выяснится, что у него отбиты легкие и развилась ишемия. Если бы это было выяснено заранее — были бы предприняты мероприятия и он остался бы жив.
Отсюда, очень важно сообщить при эвакуации раненного, что он был в жилете, особенно, если было попадание с непробитием (часто сложно обнаружить без вскрытия жилета). Как вариант, написать на раненном маркером (зеленкой, пальцем в крови и т.д.).
Хоть бы в средину жилета стреляли, в солнышко, и из какого-то компакта. А тут полноразмерный 9х19, и в проекцию сердца.. Если бы в период наполнения желудочка попали — то все, привет, один поехал бы на кладбище, а второй на нары.
В целом классическое поражение III степени тяжести ЗЛКТ. Защитная структура без КАП, удержание, удар тыльным прогибом по телу со скоростью 80-100 мс, разрыв кожи, гематома и ушиб внутренних органов в направлении удара.
После такого поражения я бы этому хлопчику настойчиво рекомендовал обратиться к врачам, причем в тот же день, на предмет ЭХО сердца сделать, чтобы неожиданно через 3-5 дней от ишемии не скопытиться. Летальность при таком поражении без мед помощи — что-то около 25%.
КАП (конвекционно-амортизирующий подпор)
Ношение бронежилетов затрудняет теплообмен и при большой поверхности защиты в жарком климате может привести к перегреву бойца и потере боеспособности. С этим впервые вплотную столкнулись американцы во время Вьетнамской войны, хотя замечено это было еще по опыту ведения войны в Корее.
Это привело к уменьшению площади защиты бронежилета и отказу от применения бронешорт. С теми же проблемами столкнулись Советские войска во время Афганской войны.
Но решение было найдено.
В декабре 1982 года в ДРА в инициативном порядке отправилась группа специалистов с полигона «Ржевка» для анализа опыта применения бронежилетов. Столкнувшись с проблемой перегрева и вернувшись в СССР, они в 1983г предложили оснастить жилеты конвекционно-амортизационным подпором, отодвигающим секции бронежилета от тела пользователя и позволяющим воздуху свободно циркулировать под жилетом, охлаждая тело. Испытания КАП на различных жилетах были проведены летом того же года в Туркестанском военном округе. Они показали, что КАП толщиной 30 мм увеличивает время ношения бронежилета 6Б2 при выполнении активных действий и температуре окружающего воздуха + 40 С в среднем в 2-3 раза, обеспечивая практически неограниченное время его ношения. Кроме того, он уменьшал запреградную травму при непробитии бронежилета до безопасного уровня.
Из минусов — увеличивается габарит и, как следствие, необходимая площадь защиты, а значит масса и стоимость, как если бы взять БЖ на один росторазмер больше, чем надо. И еще в межсезонье поддувать может по спине, но это решается перекрыванием вентиляционных каналов снизу клапаном.
Съёмный КАП на плейт-керриере Cubano Cortes — фото 2,3.

Запреградная травма очень сильно зависит от КАПа, а точнее от зазора между тыльной стороной плиты и телом человека. При малых зазорах (для АКМ менее 20 мм) идет травма внутренних органов инфразвуковой волной (стальная плита) даже при отсутствии касания тыльным прогибом тела. Для СВД нужно 30 мм, и тот же 6Б23-1 с 16-мм КАП имеет весьма посредственную запреградку (тяжелые) именно по ЛПСу.

Развитый КАП, элементарно реализуемый во всех изделиях, в реальности практически не встречается.
Причиной этого является то, что КАП увеличивает габарит изделия, а соответственно площадь и массу.
По этой причине конструктора ставят КАП там, где он нужен с точки зрения запреградной травмы, и практически кладут на вентиляцию. В частности, очень мало на каких изделиях присутствует КАП на боковых отворотах секций, на шейно-плечевой накладке или наплечниках. В результате, хотя официально проблема перегрева от экранизации тела военнослужащего бронежилетом решена еще в 1983 году, в реальности она остается не решенной на фактически существующих изделиях.
И хотя до 50-60 дм2 это никак не проявляется (для изделий, имеющий КАП под бронепанелями), применение изделий большей площади, 80-90 дм2 и более приводит к перегреву.
Для скрытоносимых БЖ площадью 32-45 дм2 16-мм КАП хватает. А вот для армейских, особенно с шейной накладкой и наплечниками уже маловато — нужно 24 мм. Это вылазит при высокой температуре, большой экранируемой площади тела, большой массе экипировки и активных действиях в ней.
Но если одежда свободная, то она каналы закрыть может, и тогда вентиляция ухудшится. Сам словил перегрев, когда на испытаниях в форме летней полевой (больше на 2 размера), тяжелом БШ 4,2 кг и БЖ 18 кг с автоматом решил на жаре (+30С) побегать с переползаниями. Через 20 мин вышел из строя по причине перегруза ССС. С 16-мм КАП то же происходит и без активных действий — тупо походил туда-сюда минут 15 в сбруе под 30 кг — и все, поплыл.
Но если одежда под СИБ в обтяжку, без лишних складок — то все ОК, перегрева нет, только перегруз (если массу не тянешь).
В: а ведь в большинстве плейтов КАП в нормальном смысле этого слова нет. Только возможность воткнуть мягкий пакет (первого класса например) за плитой, в некоторых плейтах под него есть отдельный карман. Но он я так понимаю полноценный КАП не заменит а лишь немного улучшит ситуацию.
О: Да. В 6Б4-6Б5 проходили. Без нормального КАПа запреградку не вытянуть.
Под противопульные панели лично мы пришли к 1 классу балпакет и 24-мм КАП. Это минимально, что обеспечивает нормальные результаты.
Методика испытаний
Сбербанк стреляет в ЦНИИТочМаше на свиньях (живых, потом идут на шашлык). Ржевка для МО стреляет на своем стенде с желатином и датчиками давления. ФСБ стреляют в «Импульсе» и в ВМедА (в первом на стенде личной разработки, в последней на трупах). МВД стреляет в ЦИТО им Приорова на пластилине. ФСО х.з. где стреляет.
