КАЗ «Веер», «Дрозд» и «Дождь»

Поделись с друзьями новостью

Работа по обеспечению серийного производства и совершенствованию ОБТ типа Т-80 не освобождала КБТМ от модернизации ранее построенных средних танков Т-54/55, численность которых в армиях СССР и стран Варшавского договора исчислялась не тысячами, но многими десятками тысяч единиц.

Уже во второй половине 1950-х годов стало ясно, что монолитная броня средних танков не является надежной защитой от современных и все более многочисленных кумулятивных боеприпасов, используемых в ручных гранатометах, в артиллерии и, наконец, в противотанковых ракетных комплексах с дальнобойными управляемыми ракетами. Танки просто не могли унести на себе стальные плиты необходимой толщины. Требовались иные решения. Одним из них стала разработка активной защиты, сбивающей ракеты и гранаты с кумулятивной боеголовкой на подлете к танку. В проекте участвовали несколько крупных советских оборонных НИИ.

Непосредственно на танк первым в 1968 году встал комплекс активной защиты «Веер-1»с радиолокационной системой обнаружения и осколочной боевой частью для поражения вражеских ракет и гранат. Установка на Т-55 была произведена в Омске при непосредственном участии КБТМ, танк получил шифр «Объект 606» (главный конструктор — С. А. Зубарев). Затем машина прошла всесторонние испытания в НИИ «Геодезия» (он же ранее — Софринский артиллерийский полигон). Результаты подтвердили принципиальную осуществимость проекта, но элементная база того времени проявила себя недостаточно надежно.

Средний танк Т-55АД с комплексом активной защиты «Дрозд»



При подготовке плана опытно-конструкторских работ на 1970-1975 годы проект было решено продолжить, но под новым шифром — «Дрозд». Во исполнение этого и последующих планов в течение всех 1970-х и начала 1980-х годов группа омских конструкторов под руководством главного конструктора проекта И. М. Кокорева занималась установкой КАЗ на танках Т-55А, Т-55М и Т-55АМ («объект 609Д», «объект 155МД» и «объект 155-АМД»). Соисполнителями КБТМ по теме «Дрозд» были два оборонных учреждения из Тулы: НИИ «Стрела», занимавшееся радиолокацией, и Центральное конструкторское исследовательское бюро спортивного и охотничьего оружия — филиал Конструкторского бюро приборостроения под руководством А. Г. Шипунова.

В итоге в 1983 году на вооружение был принят танк Т-55АД— первая в мире боевая машина, оснащенная комплексом активной защиты «Дрозд-ЮЗОМ». КАЗ был способен с вероятностью до 80 % уничтожать на подлете к танку любые снаряды и гранаты со скоростями от 70 до 700 метров в секунду. Защищаемая зона составляла ±40° по азимуту. На государственных испытаниях очень опытный, только что вернувшийся из Афганистана экипаж вертолета Ми-24 раз за разом атаковал танк с КАЗ — но безрезультатно, поскольку все выпущенные ракеты были сбиты.

Создатели танка Т-55АД были удостоены Государственной премии СССР, однако широкого распространения эта машина не получила. Оснастить КАЗ удалось лишь немногим более 250 танков — на большее возможностей советской электронной промышленности не хватило.

После «Дрозда», начиная с 1982 года, КБТМ приступило к установке на танк более совершенного КАЗ «Дождь» («объект 642», главный конструктор Г. А. Одинцов). Он имел гораздо лучшие параметры — сектор защиты по азимуту ±140°, скорость поражаемых противотанковых средств от 70 до 1200 м/сек. Были изготовлены два опытных танка, однако в ходе испытаний проект был по неизвестным причинам закрыт, несмотря на обнадеживающие результаты.

Из книги «Омский завод транспортного машиностроения». Научный редактор УВЗ Сергей Устьянцев.

Военмех-инфо
-->

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *