Mitsubishi F-2 — современный истребитель-бомбардировщик, продукт совместной деятельности японской компании Mitsubishi Heavy Industries, Ltd и американской компании Lockheed Martin Aeronautics Company. Модель предназначена для замены истребителя-бомбардировщика третьего поколения Mitsubishi F-1 на вооружении Воздушных Cил самообороны Японии. При определении требований к японскому истребителю предполагалось, что его основной задачей станет борьба с десантными надводными судами противника. Вместе с тем среди требований к F-2, как, впрочем, и к любому другому самолету-истребителю, выделяется способность завоевать превосходство в небе.

На сегодня истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2 является единственным планером в мире, разработанным специально для уничтожения десантных судов предполагаемого противника.
История создания и производства
Самолёт создавался на базе американского истребителя F-16 по программе FS-X, в которой Япония и США были представлены в соотношении 60/40. Разработка самолёта началась 21 октября 1987 года, когда правительство Японии выбрало F-16C для замены стоящих на вооружении истребителей Мицубиси F-1. В ноябре 1988 года генеральным подрядчиком стала компания Мицубиси, подписав в марте 1989 года контракт на разработку планера самолёта и в феврале 1990 года на разработку бортовой РЛС. Также в феврале был подписан контракт с субподрядчиком — американской компанией Дженерал Дайнемикс (после 1993 года Локхид).

В марте 1990 года на заводе Мицубиси в Нагое была сформирована конструкторская группа, состоящая из 230 японских инженеров-конструкторов и 70 американских. На межправительственном уровне проект координировал совместный американско-японский технический руководящий комитет, председателем которого был назначен начальник отдела разработки авиационных систем Технического проектно-конструкторского института (TRDI) Агентства обороны (ныне Министерства обороны) Японии генерал Масумото. 21 декабря 1990 в качестве силовой установки нового самолёта был выбран усовершенствованный ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129. Всего по программе FS-X правительство Японии планировало построить 141 самолёт.
Строительство первого прототипа началось в 1994 году на заводе Мицубиси Хэви Индастриз «Комаки Минами» в городе Нагоя. Первый полёт прототип № 63-0001 совершил 7 октября 1995 года на авиабазе Комаки под управлением лётчика-испытателя Ёсиюки Ватанабэ. 15 декабря 1995 года правительство Японии уменьшило план производства самолётов до 130 единиц (83 одноместных и 47 двухместных) за счёт сокращения количества двухместных вариантов на 11 единиц и присвоило истребителю обозначение F-2, соответственно первые два одноместных самолёта получили название XF-2A. В дальнейшем планы ещё раз были сокращены до 94 единиц.
Прототип двухместного учебно-боевого истребителя XF-2B совершил первый полёт 18 апреля 1996 года. Всего по программе было изготовлено 2 прототипа для наземных испытаний и 4 лётных: два одноместных (№ 63-0001 и № 63-0002) и два двухместных (№ 63-0003 и № 63-0004). В 1996-1997 годах прототипы были переданы в Воздушные Силы самообороны, где получили новые серийные номера № 63-8501 — № 63-8504.

В октябре 1996 года между компаниями Мицубиси и Локхид Мартин был подписан первый производственный контракт. Всего в производстве планера самолёта участвуют четыре компании: Мицубиси изготавливает переднюю часть фюзеляжа и крыло, Фудзи — обшивку крыла, зализы крыла, флапероны, воздухозаборник и хвостовое оперение, Кавасаки — центральную часть фюзеляжа, створки главных стоек шасси и капоты двигателя, Локхид Мартин — заднюю часть фюзеляжа, 80% кессонов левого полукрыла и предкрылки. Первый лицензионный двигатель был передан компанией IHI на сборочное предприятие в начале 1999 года. Первый полёт первый серийный F-2A совершил 12 октября 1999 года, а 25 сентября 2000 года он был поставлен Воздушным Силам самообороны. На 31 марта 2003 года было поставлено 36 серийных самолётов.
Конструкция
Несмотря на стремительное развитие японской авиастроительной области к началу 1990-х гг. страна ещё не могла создать конкурентноспособный боевой самолет самостоятельно. Ввиду данного обстоятельства японской стороне пришлось пойти на подписание японо-американского соглашения, согласно которому прототипом нового японского истребителя стали американские многофункциональные лёгкие истребители четвёртого поколения F-16C/D Night Falcon компании Lockheed Martin Aeronautics Company и F-16 Fighting Falcon компании General Dynamics Corporation. Этим фактом, в частности, обусловлена большая внешняя схожесть японского и американских истребителей.

Но все же истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2 является качественно новым самолётом, отличающимся от своих прототипов рядом основополагающих конструктивных решений. В частности, увеличение площади крыла обеспечило большую подъемную силу истребителя. С учётом того, что на значительной части японских островов нельзя строить большие аэродромы, японский истребитель должен был иметь возможность взлёта с относительно коротких полос и посадки на них, что было обеспечено благодаря применению двухсекционного носка крыла. Применение современных композитных материалов и титановых сплавов положительно сказалось на уменьшении малозаметности в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.
Ещё большим изменениям подверглась начинка самолета. Большая часть бортового радиоэлектронного оборудования Mitsubishi F-2 разработана японскими компаниями. Так, специально для данной модели Mitsubishi Electric создала инновационную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Благодаря данной РЛС Mitsubishi F-2 получил возможность одновременного сопровождения и атаки сразу нескольких целей, что недоступно самолетам с пассивной фазированной антенной решеткой. В наши дни подобными РЛС оснащаются только американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Бортовой компьютер Mitsubishi F-2 также разрабатывался и производился в Японии. Благодаря инновационной цифровой системе управления полётом, разработанной компанией Japan Aviation Electronics, Mitsubishi F-2 может не только совершать полет в автоматическом режиме, позволяющем сохранить силы пилота для выполнения важных тактических задач, но и выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа, что позволит летчику уделить больше времени другим элементам воздушного боя.

Но наибольшим прорывом японской авионики может стать оснащение боевых самолетов системой самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability), разработанной компанией Mitsubishi для своего истребителя ATD-X Shinshin. Суть данной системы заключается в том, что в случае повреждения аэродинамических элементов планера самолета бортовой компьютер будет автоматически корректировать работу оставшихся элементов таким образом, чтобы пилот смог продолжить выполнение поставленной задачи без каких-либо трудностей, связанных с управлением самолета, а в случае серьезных повреждений — выйти из боя и добраться до ближайшего места возможной посадки без необходимости катапультирования из потерявшего управление истребителя.
Вооружение
Ввиду того, что основной задачей истребителя Mitsubishi F-2 является уничтожение десантных судов противника, основу его вооружения составили противокорабельные самонаводящиеся ракеты ASM-1 (масса единицы — 610 кг, эффективная дальность атаки — 50 км) и ASM-1 C (масса единицы — 560 кг, эффективная дальность атаки — 65 км), а также их модификация, противокорабельная ракета нового поколения ASM-2 с эффективной дальностью атаки 150 км. Кроме ракет для борьбы с судами противника могут быть использованы новые японские корректируемые бомбы XGCS-1 массой 340 кг.
Помимо противокорабельного номенклатура вооружения истребителя Mitsubishi F-2 включает большой ассортимент разнообразных средств, предназначенных для выполнения широкого круга задач, в частности, американские управляемые ракеты класса «воздух — воздух» А1М-9Е и AIM-9L ближнего радиуса действия и AIM-7 «Спэрроу» средней дальности, а также их японские аналоги, неуправляемые ракеты JLAU-3/A или RL-4, свободно падающие бомбы CBU-87/B и JM117. Слева от кабины установлена 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка М61А1 «Вулкан».

Тактико-технические характеристики Mitsubishi F-2
Приведённые характеристики соответствуют модификации F-2A.
Технические характеристики
- Экипаж: 1 пилот
- Длина: 15,52 м
- Размах крыла: 10,8 м
- Размах крыла с ракетами на концах крыла: 11,125 м
- Высота: 4,96 м
- Площадь крыла: 34,84 м²
- Коэффициент удлинения крыла: 3,3
- Стреловидность по передней кромке: 33° 12′
- База шасси: 4,05 м
- Колея шасси: 2,36 м
- Масса пустого: 9 527 кг
- Нормальная взлётная масса: без подвесок: 13 459 кг
- Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности: 13 713 кг
- Нормальная взлётная масса с 4 × ракетами «в-в» малой дальности и 4 × средней: 15 711 кг
- Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности, 6 × 227 кг бомбами и 2 × ПТБ: 19 888 кг
- Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности, 4 × ПКР и 2 × ПТБ: 20 517 кг
- Максимальная взлётная масса: 22 100 кг
- Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
- Масса топлива во внутренних баках: 3 842 кг
- Объём топливных баков: 4 637 л
- Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129
- Бесфорсажная тяга: 1 × 75,6 кН
- Форсажная тяга: 1 × 131,2 кН

Лётные характеристики
- Максимальная скорость: на высоте: М=2,0, у земли: М=1,1
- Боевой радиус: 833 км
- Практический потолок: 18 000 м
- Нагрузка на крыло: 634,3 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
- Тяговооружённость: 0,61 (168 кг/кН) (на форсаже при максимальной взлётной массе)
Вооружение
- Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1
- Точки подвески: 13 (один под фюзеляжем, 2 на законцовках крыла и 10 под крылом)
- Управляемые ракеты:
— ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-7F/M4 × AAM-4AAM-54 × AIM-9L или AAM-3
— ракеты «воздух-поверхность»: 4 × ASM-1 или ASM-2
- Неуправляемые ракеты: 2 × блока JLAU-3/A или RL-4
- Бомбы свободнопадающие:
— кассетные: CBU-87/B
— фугасные: 12 × 227 кг или 340 кг

Аварии и происшествия
- 31 октября 2007 года F-2B разбился во время взлёта.
- 18 из 94 Mitsubishi F-2 были повреждены на авиабазе «Мацусима» в результате землетрясения и цунами, произошедшего 11 марта 2011 года, 13 из них были восстановлены к марту 2018 года, а 5 было решено не восстанавливать.



