ЯПОНСКИЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-БОМБАРДИРОВЩИК MITSUBISHI F-2

Поделись с друзьями новостью

Mitsubishi F-2 — современный истребитель-бомбардировщик, продукт совместной деятельности японской компании Mitsubishi Heavy Industries, Ltd и американской компании Lockheed Martin Aeronautics Company. Модель предназначена для замены истребителя-бомбардировщика третьего поколения Mitsubishi F-1 на вооружении Воздушных Cил самообороны Японии. При определении требований к японскому истребителю предполагалось, что его основной задачей станет борьба с десантными надводными судами противника. Вместе с тем среди требований к F-2, как, впрочем, и к любому другому самолету-истребителю, выделяется способность завоевать превосходство в небе.

Mitsubishi F-2B
Mitsubishi F-2B

На сегодня истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2 является единственным планером в мире, разработанным специально для уничтожения десантных судов предполагаемого противника.

История создания и производства

Самолёт создавался на базе американского истребителя F-16 по программе FS-X, в которой Япония и США были представлены в соотношении 60/40. Разработка самолёта началась 21 октября 1987 года, когда правительство Японии выбрало F-16C для замены стоящих на вооружении истребителей Мицубиси F-1. В ноябре 1988 года генеральным подрядчиком стала компания Мицубиси, подписав в марте 1989 года контракт на разработку планера самолёта и в феврале 1990 года на разработку бортовой РЛС. Также в феврале был подписан контракт с субподрядчиком — американской компанией Дженерал Дайнемикс (после 1993 года Локхид).

Первый прототип XF-2A
Первый прототип XF-2A

В марте 1990 года на заводе Мицубиси в Нагое была сформирована конструкторская группа, состоящая из 230 японских инженеров-конструкторов и 70 американских. На межправительственном уровне проект координировал совместный американско-японский технический руководящий комитет, председателем которого был назначен начальник отдела разработки авиационных систем Технического проектно-конструкторского института (TRDI) Агентства обороны (ныне Министерства обороны) Японии генерал Масумото. 21 декабря 1990 в качестве силовой установки нового самолёта был выбран усовершенствованный ТРДД Дженерал Электрик F-110-GE-129. Всего по программе FS-X правительство Японии планировало построить 141 самолёт.

Строительство первого прототипа началось в 1994 году на заводе Мицубиси Хэви Индастриз «Комаки Минами» в городе Нагоя. Первый полёт прототип № 63-0001 совершил 7 октября 1995 года на авиабазе Комаки под управлением лётчика-испытателя Ёсиюки Ватанабэ. 15 декабря 1995 года правительство Японии уменьшило план производства самолётов до 130 единиц (83 одноместных и 47 двухместных) за счёт сокращения количества двухместных вариантов на 11 единиц и присвоило истребителю обозначение F-2, соответственно первые два одноместных самолёта получили название XF-2A. В дальнейшем планы ещё раз были сокращены до 94 единиц.

Прототип двухместного учебно-боевого истребителя XF-2B совершил первый полёт 18 апреля 1996 года. Всего по программе было изготовлено 2 прототипа для наземных испытаний и 4 лётных: два одноместных (№ 63-0001 и № 63-0002) и два двухместных (№ 63-0003 и № 63-0004). В 1996-1997 годах прототипы были переданы в Воздушные Силы самообороны, где получили новые серийные номера № 63-8501 — № 63-8504.

Прототип XF-2A
Прототип XF-2A

В октябре 1996 года между компаниями Мицубиси и Локхид Мартин был подписан первый производственный контракт. Всего в производстве планера самолёта участвуют четыре компании: Мицубиси изготавливает переднюю часть фюзеляжа и крыло, Фудзи — обшивку крыла, зализы крыла, флапероны, воздухозаборник и хвостовое оперение, Кавасаки — центральную часть фюзеляжа, створки главных стоек шасси и капоты двигателя, Локхид Мартин — заднюю часть фюзеляжа, 80% кессонов левого полукрыла и предкрылки. Первый лицензионный двигатель был передан компанией IHI на сборочное предприятие в начале 1999 года. Первый полёт первый серийный F-2A совершил 12 октября 1999 года, а 25 сентября 2000 года он был поставлен Воздушным Силам самообороны. На 31 марта 2003 года было поставлено 36 серийных самолётов.

Конструкция

Несмотря на стремительное развитие японской авиастроительной области к началу 1990-х гг. страна ещё не могла создать конкурентноспособный боевой самолет самостоятельно. Ввиду данного обстоятельства японской стороне пришлось пойти на подписание японо-американского соглашения, согласно которому прототипом нового японского истребителя стали американские многофункциональные лёгкие истребители четвёртого поколения F-16C/D Night Falcon компании Lockheed Martin Aeronautics Company и F-16 Fighting Falcon компании General Dynamics Corporation. Этим фактом, в частности, обусловлена большая внешняя схожесть японского и американских истребителей.

Прототип XF-2B
Прототип XF-2B

Но все же истребитель-бомбардировщик Mitsubishi F-2 является качественно новым самолётом, отличающимся от своих прототипов рядом основополагающих конструктивных решений. В частности, увеличение площади крыла обеспечило большую подъемную силу истребителя. С учётом того, что на значительной части японских островов нельзя строить большие аэродромы, японский истребитель должен был иметь возможность взлёта с относительно коротких полос и посадки на них, что было обеспечено благодаря применению двухсекционного носка крыла. Применение современных композитных материалов и титановых сплавов положительно сказалось на уменьшении малозаметности в инфракрасном и радиолокационном диапазонах волн.

Ещё большим изменениям подверглась начинка самолета. Большая часть бортового радиоэлектронного оборудования Mitsubishi F-2 разработана японскими компаниями. Так, специально для данной модели Mitsubishi Electric создала инновационную радиолокационную станцию с активной фазированной антенной решеткой. Благодаря данной РЛС Mitsubishi F-2 получил возможность одновременного сопровождения и атаки сразу нескольких целей, что недоступно самолетам с пассивной фазированной антенной решеткой. В наши дни подобными РЛС оснащаются только американские истребители пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning II.

Бортовой компьютер Mitsubishi F-2 также разрабатывался и производился в Японии. Благодаря инновационной цифровой системе управления полётом, разработанной компанией Japan Aviation Electronics, Mitsubishi F-2 может не только совершать полет в автоматическом режиме, позволяющем сохранить силы пилота для выполнения важных тактических задач, но и выполнять некоторые фигуры высшего пилотажа, что позволит летчику уделить больше времени другим элементам воздушного боя.

Серийный Mitsubishi F-2A
Серийный Mitsubishi F-2A

Но наибольшим прорывом японской авионики может стать оснащение боевых самолетов системой самовосстановления управления полетом SRFCC (Self Repairing Flight Control Capability), разработанной компанией Mitsubishi для своего истребителя ATD-X Shinshin. Суть данной системы заключается в том, что в случае повреждения аэродинамических элементов планера самолета бортовой компьютер будет автоматически корректировать работу оставшихся элементов таким образом, чтобы пилот смог продолжить выполнение поставленной задачи без каких-либо трудностей, связанных с управлением самолета, а в случае серьезных повреждений — выйти из боя и добраться до ближайшего места возможной посадки без необходимости катапультирования из потерявшего управление истребителя.

Вооружение

Ввиду того, что основной задачей истребителя Mitsubishi F-2 является уничтожение десантных судов противника, основу его вооружения составили противокорабельные самонаводящиеся ракеты ASM-1 (масса единицы — 610 кг, эффективная дальность атаки — 50 км) и ASM-1 C (масса единицы — 560 кг, эффективная дальность атаки — 65 км), а также их модификация, противокорабельная ракета нового поколения ASM-2 с эффективной дальностью атаки 150 км. Кроме ракет для борьбы с судами противника могут быть использованы новые японские корректируемые бомбы XGCS-1 массой 340 кг.

Помимо противокорабельного номенклатура вооружения истребителя Mitsubishi F-2 включает большой ассортимент разнообразных средств, предназначенных для выполнения широкого круга задач, в частности, американские управляемые ракеты класса «воздух — воздух» А1М-9Е и AIM-9L ближнего радиуса действия и AIM-7 «Спэрроу» средней дальности, а также их японские аналоги, неуправляемые ракеты JLAU-3/A или RL-4, свободно падающие бомбы CBU-87/B и JM117. Слева от кабины установлена 20-мм скорострельная шестиствольная авиационная пушка М61А1 «Вулкан».

Mitsubishi F-2B
Mitsubishi F-2B
-->

Тактико-технические характеристики Mitsubishi F-2

Приведённые характеристики соответствуют модификации F-2A.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1 пилот
  • Длина: 15,52 м
  • Размах крыла: 10,8 м
  • Размах крыла с ракетами на концах крыла: 11,125 м
  • Высота: 4,96 м
  • Площадь крыла: 34,84 м²
  • Коэффициент удлинения крыла: 3,3
  • Стреловидность по передней кромке: 33° 12′
  • База шасси: 4,05 м
  • Колея шасси: 2,36 м
  • Масса пустого: 9 527 кг
  • Нормальная взлётная масса: без подвесок: 13 459 кг
  • Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности: 13 713 кг
  • Нормальная взлётная масса с 4 × ракетами «в-в» малой дальности и 4 × средней: 15 711 кг
  • Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности, 6 × 227 кг бомбами и 2 × ПТБ: 19 888 кг
  • Нормальная взлётная масса с 2 × ракетами «в-в» малой дальности, 4 × ПКР и 2 × ПТБ: 20 517 кг
  • Максимальная взлётная масса: 22 100 кг
  • Максимальная посадочная масса: 18 300 кг
  • Масса топлива во внутренних баках: 3 842 кг
  • Объём топливных баков: 4 637 л
  • Силовая установка: 1 × ТРДДФ General Electric F110-GE-129
  • Бесфорсажная тяга: 1 × 75,6 кН
  • Форсажная тяга: 1 × 131,2 кН
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2A

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: на высоте: М=2,0, у земли: М=1,1
  • Боевой радиус: 833 км
  • Практический потолок: 18 000 м
  • Нагрузка на крыло: 634,3 кг/м² (при максимальной взлётной массе)
  • Тяговооружённость: 0,61 (168 кг/кН) (на форсаже при максимальной взлётной массе)

Вооружение

  • Стрелково-пушечное: 1 × 20 мм шестиствольная пушка M61A1
  • Точки подвески: 13 (один под фюзеляжем, 2 на законцовках крыла и 10 под крылом)
  • Управляемые ракеты:

 ракеты «воздух-воздух»: 2 × AIM-7F/M4 × AAM-4AAM-54 × AIM-9L или AAM-3
— ракеты «воздух-поверхность»: 4 × ASM-1 или ASM-2

  • Неуправляемые ракеты: 2 × блока JLAU-3/A или RL-4
  • Бомбы свободнопадающие:
     кассетные: CBU-87/B
     фугасные: 12 × 227 кг или 340 кг
Mitsubishi F-2B
Mitsubishi F-2B
-->

Аварии и происшествия

  • 31 октября 2007 года F-2B разбился во время взлёта.
  • 18 из 94 Mitsubishi F-2 были повреждены на авиабазе «Мацусима» в результате землетрясения и цунами, произошедшего 11 марта 2011 года, 13 из них были восстановлены к марту 2018 года, а 5 было решено не восстанавливать.
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2A
Mitsubishi F-2B
Mitsubishi F-2B

Военмех-инфо
-->
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *