ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ AGUSTA AW109

Поделись с друзьями новостью

Agusta AW109 — семейство лёгких многоцелевых вертолётов, спроектированных итальянской фирмой «Агуста» (AgustaWestland) в конце 1960-х годов. Первые поставки вертолётов начались в 1976 году. За период с 1976 по 2000 год было поставлено 576 вертолётов разных модификаций в различные страны мира. В 1972 году на базе Хирундо началась разработка лёгкого боевого и разведывательного вертолёта Agusta A129 Mangusta.

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ AGUSTA AW109, изображение №1
-->

История создания

Первыми вопрос о создании «европейского» боевого вертолёта подняли итальянские военные. После окончания Второй мировой войны ВВС Италии оснащались в основном техникой американского производства или выпускаемой по американской лицензии на местных предприятиях. В то же время в Италии имелся ряд собственных оригинальных разработок, например: УТС Aermacchi MB-326 и MB-339, которые также использовались в роли лёгких штурмовиком и истребители-бомбардировщики Aeritalia FIAT G.91.

В 1976 году начались поставки вертолёта Agusta АW109 Hirundo. Машина, созданная специалистами фирмы «Агуста», сразу привлекла к себе внимание. Благодаря вылизанной аэродинамической форме и высокой удельной мощности двигателей, по скорости полёта «Хирундо» превосходил большинство других машин аналогичного класса. Запас топлива на борту позволял перевозить 7 пассажиров с крейсерской скоростью 265 км на расстояние 600 км. Вертолёт пользовался популярностью в Италии и у иностранных покупателей и имел несколько серийных модификаций, отличающихся составом БРЭО и силовой установкой.

Военный вариант с убирающимися шасси AW109E. оснащался двумя двигателями Pratt & Whitney Canada PW206C с суммарной взлётной мощностью 1280 л.с. Вертолёт с максимальной взлётной массой 2850 кг мог взять 1180 кг груза. Максимальная скорость в горизонтальном полёте – 311 км/ч. В июне 1981 года на модификации AW109А установили мировой рекорд скороподъёмности.

Вскоре после начала серийного производства «Хирундо» фирма «Агуста» совместно с американской Hughes Aircraft Company начала работы по специализированному противотанковому варианту, оснащённому ПТУР TOW, прицельной системой М65 (такой же прицел устанавливался на американском AH-1S) и частично бронированной кабиной. Различные модификации АW109, отличающиеся друг от друга двигателями и приборным оборудованием, могли нести 4 противотанковые ракеты, НАР, автоматические 40-мм гранатомёты, пулемёты и 20-мм пушки. Первым официальным заказчиком боевых вертолётов «Агуста» стала Бельгия. АW109 собирались в Бельгии на предприятиях компании SABCA. Бельгийская армия получила 28 противотанковых вертолётов АW109ВА.

В середине 80-х итальянские военные заказали 24 АW109ЕОА с двумя двигателями Allison 250-C20R мощностью по 450 л.с. На вертолётах монтировались прицелы SFIM М334-25 и лазерные дальномеры CILAS, на внешних пилонах предусматривалась подвеска широкого ассортимента вооружения. Вес боевой нагрузки на внешних узлах мог достигать 370 кг. На части машин пулемёты монтировались в дверных проёмах. АW109ЕОА мог использоваться для широкого круга задач, но в роли противотанкового ввиду слабой защищенности он был всё же не столь эффективен, как специализированные боевые вертолёты, имеющие броню.

В 80-90 годы появилось ещё несколько вооруженных модификаций, созданных в соответствии с конкретными предпочтениями заказчика. Успехом на международном рынке оружия пользовалась модификация AW109Е LUH (Light Utility Helicopter – рус. Легкий служебный вертолет). Вертолёт оснащен Авионикой с «открытой архитектурой», в которую легко интегрируются современные навигационные, прицельно-поисковые и системы ночного видения. В носовой части AW109Е LUH расположена аппаратура ночного видения, а над кабиной датчики прицельно-обзорного комплекса.

На вертолёты АW109 были адаптированы двигатели различных производителей, американские или европейские прицельно-обзорные и навигационные системы, ПТУР TOW или НОТ. На «Хирундо», поставленные в Аргентину, местные специалисты установили ПТУР Mathogo. Эта управляемая по проводам ракета с дальностью пуска до 3000 м сознана на базе шведской Rb 53. В Великобритании, после слияния Agusta и Westland в 2000 году испытывался вариант, вооруженный ракетами AGM-114 Hellfire с лазерной ГСН. Ряд покупателей предпочел вертолёты с неубирающимися шасси. Хотя это серьёзно снижало скоростные данные, в случае аварийной посадки шансы на выживание у экипажа и пассажиров оказывались выше.

Несмотря на достаточно высокие лётные данные и активную рекламу, «Хирундо» военного назначения не получили большого распространения. Этому во многом препятствовала высокая стоимость машины. В 2000 году за вертолет, оснащенный ПТРК и современной прицельно-поисковой системой, просили $8 млн, при этом модернизированный Bo 105 PAH-1А1 с ПТУР ТOW предлагался на $2 млн. дешевле. На данный момент построено приблизительно 700 AW109 всех модификаций и лишь примерно 10% из них могли нести противотанковые ракеты.

После успешного дебюта с AW109 фирма «Агуста» по заказу итальянского министерства обороны начала разработку двухместного боевого вертолёта. Конструкция новой машины опиралась на уже существующие узлы и агрегаты «Хирундо». При этом было совершенно очевидно, что в условиях острой конкуренции с вертолётами американского производства, специализированная противотанковая итальянская машина имеет мало шансов быть успешной на внешнем рынке, даже у европейских союзников по НАТО. Примером тому является очень неплохой для своего времени лёгкий истребитель-бомбардировщик Aeritalia FIAT G.91, превосходящий по критерию «стоимость-эффективность» многих своих сверстников американского и британского производства, но не принятый на вооружение нигде, кроме Италии, ФРГ и Португалии.

Модификации

  • AW109A — базовая модификация, в июне 1981 года на вертолёте были установлены мировые рекорды скороподъёмности;
  • AW109A Mk.2 — развитие вертолёта A109A с большим по размерам фюзеляжем и ГТД Аллисон 250-C20 взлётной мощностью по 335 кВт/380 л.с., поставки начались в 1981 году;
  • AW109C и A109CM — усовершенствованные варианты вертолёта с увеличенной взлётной массой до 2700 кг и несущим винтом с лопастями из композиционных материалов;
  • AW109EOA — лёгкий разведывательный и боевой вертолёт, может использоваться для наведения и управления, радиоперехвата и радиоэлектронной борьбы, для полицейской службы, а также на флоте в качестве противолодочного вертолёта;
  • AW109K — вертолёт с более мощными двигателями Турбомека «Арриэль» 1K1, имеет лучшие высотные характеристики и приспособлен для эксплуатации в условиях жаркого климата, предназначен для военного применения на Ближнем Востоке и в Африке;
Вооруженный вариант AW109A
Вооруженный вариант AW109A
  • AW109KM — военный вариант вертолёта A109K, может использоваться как противотанковый и разведывательный для управления связи;
  • AW109KN — палубный вариант для загоризонтного целеуказания вооружён противокорабельными управляемыми ракетами;
  • AW109K2 — поисково-спасательный вариант для полиции Швейцарии, заказавшей 15 вертолётов, снабжён спасательной лебёдкой грузоподъёмностью 200 кг и грузовым крюком, сертифицирован в 1996 году;
  • AW109F — развитие A109E со стеклянной кабиной;
  • AW109PM — военный вариант A109E с ГТД Пратт-Уитни PW206C, в варианте с вооружением заказан для частей береговой охраны США;
  • AW109E (AW109Power) — современная модель. Впервые был представлен на авиакосмической выставке в Париже в 1995 году, снабжён ГТД Пратт-Уитни Канада PW206C, несущий винт имеет титановую втулку с эластомерными подшипниками;
  • AW109S — GRAND — новая модификация A109E Power. Взлётная масса 3175 кг.

Современные модели AW109Power и Grand имеют большой выбор вариантов интерьера и дополнительного оборудования, что делает возможным применение в качестве корпоративного или VIP транспорта, а также для нужд аварийно-спасательной медицинской службы или транспортировки персонала на морские платформы. Оснащены газотурбинными двигателями Pratt & Whitney с системой электронного управления FADEC, имеющими сравнительно низкий расход топлива. Высокий уровень безопасности обеспечивается прочной конструкцией планера — типа кокон в дополнение к удароустойчивой топливной системе и удароустойчивым сидениям для пилотов и пассажиров.

ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ AGUSTA AW109, изображение №3

Несущий и хвостовой винты выполнены из композитных материалов, имеют оптимизированные геометрические параметры, что позволяет добиться высокой аэродинамической устойчивости и снизить шумность до уровня более низкого нежели требуют стандарты ICAO. Затраты на плановый ремонт значительно уменьшены за счёт сокращения количества быстро изнашиваемых деталей и увеличения интервалов между ремонтами.

Конструкция

Вертолёт одновинтовой схемы с рулевым винтом, двумя ГТД и трёхопорным шасси.

Фюзеляж

Цельнометаллического типа полумонокок из алюминиевых сплавов и обшивкой с сотовым заполнителем, состоит из четырёх отсеков:

  1. Носовой обтекатель с оборудованием
  2. Двухместная кабина экипажа
  3. Шестиместная пассажирская кабина
  4. Хвостовая балка монококовской конструкции

Силовая установка

Два ГТД установлены сзади редуктора несущего винта, разделены противопожарной перегородкой и закрыты обтекателем с боковыми воздухозаборниками.

Пуск ПТУР с вертолёта АW109ВА
Пуск ПТУР с вертолёта АW109ВА

Шасси

Шасси убирающееся трёхопорное с носовым самоорентирующимся колесом. Главные опоры убираются вверх и внутрь отсека кабины; носовая — вперёд. Главные колёса снабжены гидравлическими тормозами, а носовое имеет запирающий механизм. Колея шасси 2,45 м, база 3,535.

Рулевой винт

Имеет диаметр 2,03 метра, полужёсткий с горизонтальными шарнирами. Лопасти прямоугольной формы в плане из алюминиевого сплава с сотовым заполнителем.

Оперение

Оперение состоит из управляемого стабилизатора трапецеевидной формы в плане с размахом 2,88 м и стреловидного киля с подфюзеляжным аэродинамическим гребнем.

Несущий винт

Четырёхлопастный с шарнирным креплением лопастей, лопасти прямоугольной формы в плане со стреловидной законцовкой.

Трансмиссия

Трансмиссия рассчитана на передачу мощности 552 кВт/740 л. с..

Топливная система

Два топливных бака ёмкость 560 литров расположены под полом пассажирской кабины. Возможна установка подвесных баков, а также внутреннего бака ёмкостью 170 литров.

Боевой вертолёт AW109E LUH
Боевой вертолёт AW109E LUH

Система управления

Бустерная дублированная. Две независимые гидравлические системы, приводимые от трансмиссии.

Электросистема

Система цепи постоянного тока напряжением 30 В включает два стартер-генератора (150 А) и никель-кадмиевую аккумуляторную батарею. Навигационное оборудование запитывается переменным током (115 В, 400 Гц) от преобразователя (250ВА).

Оборудование

Пилотажно-навигационное оборудование стандартное. Возможна установка оборудования для полёта по приборам, КВ-передатчик с АМ, автоматический радиокомпас, радиовысотомер, автопилот и оборудование для второго лётчика.

Вооружение

Предусматривается установка пулемётов калибром 7,62 мм и 12,7 мм в кабине или на контейнерах, двух пусковых установок НАР калибром 70 мм или 50 мм, четырёх ПТУР «Тоу» или «Хот» возможна установка управляемых ракет «Стингер». В Аргентине на вертолёт устанавливали противотанковые ракеты «Матого».

Тактико-технические характеристики вертолёта

Приведены данные для военно-транспортного варианта AW109E.

Технические характеристики

  • Экипаж: 1-2 человека
  • Пассажировместимость: 6-7 человек
  • Длина: 13,04 м
  • Длина фюзеляжа: 11,44 м
  • Диаметр несущего винта: 11,0 м
  • Диаметр рулевого винта: 2,0 м
  • Высота: 3,5 м (с хвостовым винтом)
  • Площадь, ометаемая несущим винтом: 95,03 м²
  • Профиль крыла: NACA 23011
  • База шасси: 3,535 м
  • Колея шасси: 2,45 м
  • Масса пустого: 1570 кг
  • Максимальная взлётная масса: 2850 кг, с подвеской: 3000 кг
  • Масса полезной нагрузки на подвеске: 1000 кг
  • Объём топливных баков: 605 л (+265 л в 2 дополнительных баках)
  • Силовая установка: 2 × турбовальных Pratt & Whitney Canada PW206C
  • Мощность двигателей: 2 × 640 л.с. (2 × 477 кВт (взлётная))

Габариты грузовой кабины

  • Ширина: 1,61 м
  • Полезный объём: 5,1 м²

Лётные характеристики

  • Максимально допустимая скорость: 311 км/ч
  • Крейсерская скорость: 285 км/ч
  • Практическая дальность: 964 км (с дополнительными баками)
  • Продолжительность полёта: 5 ч 4 мин
  • Практический потолок: 5974 м
  • Статический потолок:
    — с использованием эффекта земли: 5060 м
    — без использования эффекта земли: 3597 м
  • Скороподъёмность: 9,8 м/с
  • Нагрузка на диск: 30,0 кг/м²
  • Тяговооружённость: 235,8 Вт/кг
ЛЁГКИЙ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ВЕРТОЛЁТ AGUSTA AW109, изображение №6

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:
    — 1 × 7,62 мм пулемёт
    — 1 × 12,7 мм пулемёт в проеме двери
    — 2 × 7,62 мм или 12,7 мм пулемётов на боковых пилонах с 200-250 патр. каждый
  • Точки подвески: 2 боковых пилона с нагрузкой по 300 кг каждый
  • Управляемые ракеты: 4-8 × TOW
  • Неуправляемые ракеты: 2 блока по 7 или 12 × 70 мм или 81 мм ракет
Военмех-инфо
-->
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *