На минном поле кустари соперничают с профессионалами
Мины – один из наиболее эффективных видов оружия, особенно хорошо зарекомендовавший себя в локальных военных конфликтах недавнего прошлого. Потери от них личного состава и техники наших войск в Афганистане и двух чеченских кампаниях в разы больше, чем от стрелкового оружия или огня артиллерии.
По оценкам военного историка и аналитика Николая Малишевского (Гродненского), именно минная война приносила федеральным силам самые большие потери – до 75 процентов живой силы и почти 100 процентов автомобильной и бронетехники. Особую активность этот вид противостояния приобрел во вторую чеченскую. Тогда бандитами было объявлено о начале тотальной минной войны, в которой принимали активное участие и так называемые мирные жители, включая детей и подростков. За установку каждой мины полагалась тарифицированная оплата – от 300 до 10 тысяч долларов США в зависимости от результата.
Фугасы из личного архива
Практически каждый день в разных частях неспокойной республики подрывалось несколько единиц техники или людей. И это, несмотря на интенсивную работу саперов. В моем архиве хранится любопытный документ – боевое донесение инженерной службы ВВ МВД России Объединенной группировки войск (сил) в Северо-Кавказском регионе за один день – 22 марта 2003 года: «В 8.40 при выставлении заслона на маршруте КПП № 14 – Мескер-Юрт, Шалинский район, обнаружен фугас (граната Ф-1 на растяжке). Уничтожен. В 8.55 при выставлении заслона на маршруте Гудермес – Джалка, Гудермесский район, обнаружен фугас-сюрприз (фотоаппарат, начиненный взрывчатым веществом). В 9.08 инженерный разведдозор (ИРД) при проведении инженерной разведки по маршруту Ханкала – Пригородный, Грозненский (сельский) район, обнаружил фугас, управляемый по проводам (152-мм снаряд). Управление вынесено на 150 метров. В 9.45 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Чири-Юрт – КПП № 121, Урус-
Мартановский район, в разрушенном здании обнаружен фугас (2 выстрела ПГ-7, 5 гранат РГД-5) на растяжке. В 9.50 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Урус-Мартан – Алхан-Юрт, Урус-Мартановский район, в 2,5 километра от дороги на глубине 50 сантиметров обнаружен фугас, управляемый по проводам (боевая часть ракеты «Град», начиненная взрывчатым веществом). Управление вынесено на 100 метров. В 10.45 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту ул. Маяковского – Петропавловское шоссе в районе консервного завода, Ленинский район г. Грозного, на обочине дороги, на дереве, на высоте 1,5–2 метра обнаружен фугас, управляемый по проводам. Управление вынесено на 70 метров. В 12.25 ИРД при проведении инженерной разведки по маршруту Самашки – КПП № 190, Ачхой-Мартановский район, обнаружен фугас, управляемый по проводам (два 152-мм снаряда). Управление вынесено на 100 метров».
Смерть в конверте
Сохранились в моем архиве и скорбные списки боевых безвозвратных потерь военнослужащих двух соединений ВВ МВД России. До начала активной фазы минной войны в 2000 году из-за мин и фугасов погибли 22 из 56 воинов краснодарской дивизии ВВ, а уже на следующий год, на который пришелся пик активизации подрывников-боевиков, из 25 погибших солдат и офицеров новочеркасской дивизии ВВ 23 скончались в результате минно-взрывных травм. Мaтeриaл cooбщeствa «Unfаir Аdvаntаgе». От взрыва мощного фугаса, установленного на грозненском стадионе «Динамо» 9 мая 2004 года, погибли глава Чеченской Республики Ахмат Кадыров и несколько стоявших с ним рядом. Пострадала от мощного взрывного устройства, прикрепленного к грузовому автомобилю, и группа моих боевых товарищей – спецназовцев 8 ОСпН ВВ МВД.
Коварство этих невзрачных на вид «дур» либо, наоборот, элегантных «штучек» кроется в их относительно небольших габаритах, эффективности поражения, скрытности, внезапности применения, возможности дистанционного взрыва и еще десятке-другом сомнительных достоинств. Мины различаются по назначению: известны не только противопехотные и противотанковые, но морские и противовертолетные, инициируемые механическим воздействием или изменением электромагнитного поля, радиоуправляемые. Говоря проще, мина – почти идеальная машинка для выведения человека или техники из строя на море, суше и в воздухе. Не удивлюсь, если ведутся работы и по применению мин в космическом пространстве.
Не влезая в дебри широкой классификации мин и истории их применения, отметим, что минно-взрывное дело пользуется большой популярностью у значительного числа кустарей, входящих в состав незаконных бандформирований, изделия которых получили наименование СВУ – самодельные взрывные устройства. Это, может быть, самый опасный из всех видов ВУ, из-за их конструкторских особенностей и оригинальных приемов приведения в боевое положение, известных только изготовителю. Но среди наших саперов есть профессионалы высочайшего класса, которым по плечу разминирование любых взрывных устройств и систем.
Диверсионная «охота»
В моем архиве сохранился видеоурок мастер-класса по минированию, который давал нашим офицерам полковник Игорь Семин – командир 7-го отряда «Росич» (одного из старейших подразделений спецназа ВВ МВД). В числе прочего Семин рассказал об интересном способе минирования местности, называемом конвертом. Суть его в том, что, например, уходя от преследующего противника, можно быстро и надежно заминировать участок местности площадью до гектара включительно, когда собственно мин, взрывателей к ним да и времени на их установку не хватает. Для этого необходимо минут 15 и всего пять мин типа МОН, которые устанавливаются с небольшим наклоном, градусов в 15 от земли по углам поля поражения, перетянутого растяжками. Одна замаскированная мина ставится в центре поля. Разлет осколков по горизонту у «монок» составляет 50–70 градусов. Высота сектора поражения – от 15 сантиметров до четырех метров на предельной убойной дальности до 50 метров. Достаточно противнику в пылу погони зацепить хоть одну растяжку, как сдетонируют остальные «игрушки», сыпля на головы попавшего на поляну подразделения целый град стальных шариков и цилиндриков – до 500 штук в каждой. Эффект превосходит все ожидания.
О самом процессе и особенностях минирования-разминирования можно рассказывать часами. Например, о том, что чаще всего используются контактные, радиоуправляемые мины, фугасы, мины с элементом неизвлекаемости, магнитные и с пластиковым корпусом. Широко применяется пластит, на запах которого не реагируют служебные собаки. На дорогах с твердым покрытием мины устанавливаются на съездах и обочинах, под асфальтом или бетоном. Для увеличения мощности взрыва используют фугасы, изготовленные из неразорвавшихся авиабомб и артснарядов. В целях более эффективного поражения живой силы применяется комбинированное минирование: совместно с противотанковой устанавливается противопехотная мина или мина направленного действия. Активно используется тактика «взрывов-приманок». Это когда бандиты «несильно» подрывают, например, милицейский УАЗ, дожидаются приезда оперативников и затем производят второй, более мощный подрыв, ведущий к многочисленным жертвам.
К эффективным наработкам наших саперов можно отнести систему минирования «Охота». Это, как считают специалисты, оружие диверсионного характера, рассчитанное на стопроцентное групповое поражение. В ней используется комбинация фугасных мин нажимного действия ПМН-2 и выпрыгивающих на высоту около метра ОЗМ-72. Последние применяются с электронным взрывателем МВЭ-72, срабатывающим при обрыве датчика цели (когда подрывается ПМН-2). Его дополняет сейсмический взрыватель МВС, который позволяет подойти к мине как можно ближе, но не дает возможности отойти живым. Кроме того, взрыватель избирателен – отличает шаги человека от животных, что важно для горно-лесистой местности.