Турецкий TB2 наделал шума еще до начала своего широкого использования, когда правительство Канады запретило поставку компонентов для производства Bayaraktаr TB2 (Да-да, TB2 больше канадский, чем турецкий).

Позже TB2 зарекомендовал себя именно в боевом применении, в ходе конфликта на спорной территории двух бывших республик СССР. Именно благодаря этому конфликту многие узнали о TB2, многие смотрели видеоролики с его применением, но мало кто узнал, как он работает. Эту ситуацию попытались исправить ребята из сообщества «Военный Осведомитель», чей материал мы мы вам и предоставляем ниже.

Bayaraktаr TB2 — Байрактар ТБ2 (с тур. — «Знаменосец») — турецкий ударный оперативно-тактический средневысотный беспилотный летательный аппарат с большой продолжительностью полета. Разработка и производство — компания «Baykar Makina».
Технические характеристики Bayraktar
- Длина: 6,5 м
- Размах крыла: 12 м
- Максимальная взлетная масса: 650 кг
- Грузоподъемность: 55 кг
- Максимальная скорость: 222 км / ч
- Крейсерская скорость: 130 км / ч
- Радиус действия 150 км
- Потолок: 8200 м
- Автономность: 24 ч

Как оно вообще работает?
Для начала посмотрим на изображение ниже, где указан общий принцип и ключевые звенья управления БПЛА.

- БПЛА с навесным вооружением, а именно ракеты: Rocketsan MAM-C и MAM-L
- Возимый генератор для обеспечения питанием станции наземного контроля и управления БПЛА
- Станция наземного контроля и управления БПЛА (пункт управления): возможность управления на расстоянии до 150 км
- Система телеуправления БПЛА (телеметрия, управление)
- Носимый вариант станции контроля и управления БПЛА (урезанный вариант для удаленного управления группой разведки). Возможность управления на расстоянии до 30 км
- Система трансляции видеоизображения высокого разрешения, лициния БПЛА — Земля (ПУ)
Рассмотрим ранее неизвестные, но весьма интересные факты о отдельных узлах и комплексах
Что из себя представляет передвижная наземная станция управления (поз. 3 на рис. А):
Для работы используется передвижная наземная станция управления Байкар, с возможностью развертывания вдали от стационарных командных пунктов и мест скопления командного состава. Антенно-фидерная система установлена прямо на платформе наземной станции управления.
Передвижная наземная станция управления соответствует стандартам НАТО Ace III (Стандарт наземных станций управления БПЛА).
Гидравлическая система мачтового устройства позволяет поднимать антенно-фидерную систему на высоту до 12-ти метров, что обеспечивает достаточную дальность и качество каналов связи БПЛА-ПУ.
Антенно-Фидерная система состоит из двух комплектов параболических антенных узлов (система телеуправления и система приема видеотрансляции с БПЛА). Сама платформа (грузовик) имеет запас хода более 1000 км и топливный бак на 350 литров.
Обеспечивает следующие интерфейсы, линии питания и коммуникации:
— Питание от сети 220В: (от генератора или от общей электрической сети)
— Внешние разъемы (розетки) для подключения оборудования (Антенно-фидерных систем, систем связи ПУ-БПЛА)
— Бортовая сеть 24В, с возможностью резервирования (ИБП)
— Интерфейс C4I в виде LAN-портов для оконечных потребителей (для трансляции видео и координации действий как с высшими звеньями управления, так и с низшими звеньями управления).
— Оптические линии связи.
— Телефонные линии связи.
Соответствует стандартам НАТО “6516/SHCPE/86-88”
Соответствует ISO 1161-1976
Совместим со стандартом STANAG 2338
Совместим с требованиями EMI и EMC
Имеет резервирование по питанию (в случае пропадания сети 220В).
Имеет возможность дублирования (резервирования) пультов оператора и пилота.
Оснащен средствами радиосвязи, громкой связи (ГГС) и телефонной связи.
Оснащен системами кондиционирования и поддержания температурно-влажностного режима (ТВР). Оснащен грозозащитой.
Есть возможность двух видов освещения: Основное и дежурное (для максимальной концентрации оператора на органах управления и индикации).
Система контроля оборудования, системы самодиагностики.
Программно-аппаратный комплекс обеспечивающий взаимодействие оператора и пилота с БПЛА (управление, контроль, информационная осведомленность).
Антенно-мачтовое устройство имеет:
— Гидравлический подъемник ножничного типа, с изменяемой скоростью подъема.
— Высота подъема: до 12 м.
— Механическая предохранительная система (фиксация в случае нештатного пропадания давления в гидравлической системе)
— Полезная нагрузка: 300 кг.
В таком варианте поддерживается устойчивая связь на расстоянии до 150 километров.
Также есть переносной вариант станции управления, который состоит из промышленного ноутбука, наземной станции передачи данных EnerLinksIII (с терминалом GMT), антенно-фидерной системой MINI AUTOMATIC TRACKING ANTENNA (переносной вариант следящей антенной системы) и аккумулятора. (поз. 5 рис. А) Применяется в составе разведывательных групп и позволяет устанавливать устойчивую связь на расстоянии 30 километров.
Что из себя представляет система телеуправления БПЛА (поз. 4 на рис. А):
Система, построенная на базе наземной станции передачи данных EnerLinksIII (компания Viasat).


Состав системы:
- Антенно-фидерное устройство;
— Направленная параболическая антенна с узкой диаграммой направленности, с возможностью автосопровождения. (на расстоянии от 10 км).
— Антенна с круговой диаграммой направленности. (на расстоянии до 10 км).
— GPS антенна (приемник) для определения своего местоположения и ориентирования параболической антенны в направлении БПЛА (задание азимута).
- Скорость передачи:
На параболическую антенну: до 11 Мбит\сек
На антенну круговой направленности: 5 Мбит\сек
- Наземный терминал (GMT);
- Абонентский терминал (AMT) (устанавливается на борту БПЛА);
- Антенная Система Автотрекинга Viasat EnerLinksIII™ (ETAS) обеспечивает полное, высокоэффективное решение для видео-и ISR-каналов передачи данных с использованием систем компании Viasat.
Антенна с параболическим отражателем является идеальным выбором для антенны наземной станции, так как ее коэффициент усиления изменяется определенным образом и точно компенсирует изменение потерь при ориентировании, позволяя иметь необходимое качество связи.
ETAS включает всенаправленную антенну для работы на близком расстоянии, где угловая скорость БПЛА может превысить способность следящей системы (параболической антенны) отслеживать положение борта и удерживать на должном уровне качество связи. Разнообразие комбинирующих возможностей Viasat EnerLinksIII позволяет нисходящей линии связи переключаться плавно и автоматически между двумя антеннами. Восходящая линия связи также переключается на соответствующую антенну с помощью радиочастотного переключателя.
Отслеживание и автоматическое направление параболической антенны осуществляется с помощью комбинации информации о местоположении GPS (при наличии) и уровне сигнала. ETAS включает в себя встроенный GPS-приемник и компас (магнитометр) для того, чтобы позволить определить свое местоположение и ориентацию параболической антенны в пространстве (азимут).
Терминальное оборудование:
- GMT — наземный приемопередатчик
- АMT — бортовой приемопередатчик
Диапазоны частот:
AMT и GMT можно настроить на один из двух частотных вариантов:
— L-диапазон ( от 1700 до 1850 МГц) и S-диапазон ( от 2200 до 2500 МГц)
— Более низкий C-диапазон ( от 4400 до 4950 МГц) и верхний C-диапазон ( от 5250 до 5850 МГц)
Для данного варианта используется план частотной полосы, который может быть реверсирован (то есть система может использовать L-полосу для нисходящей линии связи и S-диапазона для восходящей линии связи или наоборот).
Что из себя представляет система трансляции видеоизображений высокого разрешения, линия БПЛА-Земля (ПУ) (поз. 6 на рис. А):
Антенно-фидерную следящую систему (ATAS) AUTOMATIC TRACKING ANTENNA.
Автоматическая следящая антенная система (ATAS) обеспечивает полное и высокоэффективное решение для наземной станции между Землей и воздухом
для передачи видео БПЛА и других данных. Антенна предназначена для обеспечения бесперебойного обмена данными. Двухосная антенна автоматического слежения имеет возможность приема на расстояния до 150 км.
Антенна способна автоматически ориентироваться по уровню сигнала и с помощью GPS данных (автоматическое определение исходя из полученных координат БПЛА и координат места установки следящей антенны). Все основные элементы (приемники, контроллеры и т.д.) размещены внутри обтекателя- на выходе получаем готовый сигнал, который легко транспортируется в цифровом виде до наземной станции управления, удобными методами (TCP\IP, RS-422\485 или ВОЛС).
Бортовой передатчик обеспечивает дальность 150 км при использовании совместно с усилителем мощности (PA). Без УМ расстояние до 30 км.
Оптико-электронная станция ОЭС
Модель WESCAM CMX 15D GIMBAL TURRET (компания Wescam Канада) имеет три матрицы:
— Тепловизионную матрицу
— Цветную матрицу
— Черно-белую матрицу (при низкой освещенности)
— Лазерный целеуказатель с длиной волны 1064 нм.
Вариофокальный объектив с фокусным расстоянием 8,6-154 мм (плавное, полное перекрытие).
Объектив с фиксированным фокусным расстоянием (тепловизионный канал) 600/1.000/1. 500 мм.
Возможности:
- Стабилизация линии визирования.
- 4-осевая стабилизированная револьверная головка с внутренним пассивным изолятором для стабилизации изображения.
- Имеется система цифровой коррекции, что в результате дает весьма неплохую картинку. Также можно избирать изображение по отдельности от каждой матрицы.
Адаптировано, дополненно; структуризация, пунктуация и орфография изменены — [прим. ред.].
Источник: сообщество «Военный Осведомитель».
