Ракетный комплекс Р-5М стал первым отечественным ракетным комплексом с ядерным боевым оснащением. Максимальная дальность ракеты Р-5—1200 км — обеспечивала досягаемость стратегических целей на территории Европы, что в сочетании с поражающим воздействием ядерного заряда впервые позволяло рассматривать ракету как стратегическое оружие. Разработка комплекса Р-5М была начата в соответствии с постановлением правительства СССР от 10 апреля 1954 г. Головным разработчиком комплекса было назначено ОКБ-1 НИИ-88, руководимое С. П. Королевым.

Ракета Р-5М была создана на основе ракеты Р-5, разработанной ОКБ-1 НИИ-88 в первой половине 50-х годов. Ракета Р-5 представляла собой одноступенчатую ракету с отделяющейся моноблочной головной частью. Основной конструктивной особенностью Р-5 стали выполненные по несущей схеме топливные баки.2 Такое решение в сочетании с отделяющейся головной частью и отказом от аэродинамических стабилизаторов позволило уменьшить долю массы конструкции в общей массе ракеты вдвое по сравнению с Р-1.

При большей массе полезного груза (1300 против 1000 кг) и близкой массе сухой ракеты (4390 против 4030 кг) стартовая масса ракеты Р-5М более чем вдвое превосходила стартовую массу Р-1 (28610 против 13430 кг). Повышение конструктивного совершенства в сочетании с увеличением удельной тяги двигателя с 206 до 219 секунд позволило увеличить дальность ракеты почти в 5 раз по сравнению с Р-1.

Для обеспечения приемлемой точности попадания при увеличившейся дальности на Р-5 была установлена комбинированная система управления. Наряду с автономным инерциальным управлением по дальности использовалась система боковой радиокоррекции для уменьшения отклонения в поперечном направлении. Управление движением ракеты осуществлялось с помощью 4 воздушных рулей, установленных на небольших пилонах на хвостовом отсеке, и 4 газовых рулей, установленных на срезе камеры сгорания двигателя. Точность Р-5 составляла 1.5 км по дальности и 1.25 км в боковом направлении, что в несколько раз превышало показатели, достигавшиеся на первых ракетных комплексах Р-1 и Р-2. В сочетании с ядерным боезарядом мощностью 300 кт такая точность позволяла эффективно поражать незащищенные площадные цели.
Ракета Р-5М отличалась от Р-5 тем, что для повышения надежности впервые осуществлялось резервирование главных блоков системы управления — автомата стабилизации и наиболее важных элементов кабельной сети.

Летные испытания ракеты Р-5М проходили на 4-м Государственном центральном полигоне (Капустин Яр) в период с января 1955 г. по февраль 1956 г. В ходе летных испытаний Р-5М 2 февраля 1956 г. было проведено первое полномасштабное натурное испытание ракетно-ядерного оружия (операция «Байкал»).
Боевой ядерный заряд мощностью 0.3 кт был доставлен в расчетный участок боевого поля, расположенного в районе г. Аральска и успешно взорвался. Ракетный комплекс Р-5М, получивший индекс 8К51, был принят на вооружение 21 июня 1956 г.
Ракеты Р-5М, получившие на Западе обозначение SS-3 Shyster, развертывались на передовых рубежах в западной части СССР. Всего в течение 1956-1957 гг. было развернуто 48 ракет.6 (Согласно отечественным источникам, первые два полка с ракетами Р-5М заступили на боевое дежурство только в 1959 г.) Более массового развертывания не произошло в связи с созданием к тому времени более эффективных ракет Р-12. Ракеты Р-5М стояли на вооружении РВСН до 1961 г. и впоследствии были заменены ракетами Р-12.





Тактико-технические характеристики ракеты Р-5М (8К51)
Обозначение — Р-5М (8К51), SS-3, Shyster
Начало разработки — 10 апреля 1954 г
Организация-разработчик — ОКБ-1
Изготовитель — завод № 586 (г. Днепропетровск)
Летные испытания — январь 1955 г.-февраль 1956 г.
Постановка на дежурство — 10 мая 1956 г.
Принята на вооружение — 21 июня 1956 г.
Количество ступеней — 1
Топливо — жидкое с криогенным компонентом
Тип пусковой установки — наземная пусковая установка
Количество и мощность боевых блоков — 1×300 кт
Масса головной части / забрасываемый вес — 1350 кг
Максимальная дальность — 1200 км
Система управления — инерциальная с радиокоррекцией
Точность ПО — 1.5 км по боковому отклонению, 1.25 км по дальности
Длина — 20.747 м
Стартовая масса — 28.610 т
Масса топлива — 24.760 т (включая перекись водорода)
Окислитель — жидкий кислород
Горючее — 92% этиловый спирт
Тяга ДУ (ур. моря/вакуум) — 432 / 500 кН
Удельный импульс (ур. моря/вакуум) — 2158/2433 м/с
Время подготовки к пуску — 2 часа




