ИС-7 – несостоявшаяся легенда танкостроения

Поделись с друзьями новостью
-->

Когда говорят о таких популярных танках периода СССР, как «Климент Ворошилов», «Иосиф Сталин», неизменно вспоминают про их создателей Николая Духова и Жозефа Котина. Но был еще один талантливый инженер, стоявший у истоков сборки этих танков, и сумевший создать мощную боевую машину танк ИС-7, напугавший своими характеристиками даже советских чиновников.

Большой танк – большие проблемы

Родившись в Санкт-Петербурге еще до революции, Николай Федорович Шашмурин вошел в историю отечественного танкостроения, как выдающийся инженер, чьи таланты, к сожалению, не были по достоинству оценены советским руководством страны. Проработав на Кировском заводе, Шашмурин принимал активное участие в создании легендарных танков, но слава и известность доставалась другим, а сам талантливый инженер умер в одиночестве в середине 90-х прошлого века. Но когда вспоминают историю создания самого мощного танка Советского Союза, неизменно говорят и про его создателя Шашмурина.

Мощные танки КВ-1 и КВ-2 являлись гордостью страны, вот только в боях они имели серьезный недостаток – трансмиссия была настолько непрочной, что часто ломалась, как только боевая машина сходила с конвейера. Инженерный талант Николая Шашмурина помог ему создать новую трансмиссию, надежную и прочную, что позволило превратить тяжеловесные танки «Климент Ворошилов» в скоростные боевые машины. Правда, в реальности ситуация практически не менялась, танкисты не знали о реальных возможностях своего танка с новой трансмиссией, поэтому не решались прибавлять скорость, и КВ медленно ездили по полю, становясь доступной мишенью для врагов.

Танковый прорыв

Но руководство страны отметило новаторство Шашмурина и дало распоряжение – изготовить в кратчайшие сроки новый танк, кардинально отличающийся по техническим характеристикам от своих предшественников. Так появился танк ИС-2, который был лично благостно воспринят Иосифом Сталиным, посчитавшим его танком Победы. Именно тогда начались работы над новой модели, но почему-то вместо инженера Шашмурина к созданию мощного танка приступили Духов и Котин. В результате новая боевая машина была сконструирована в самые кратчайшие сроки, но обладала все той же слабой трансмиссией.

Уже после окончания войны инженер Николай Шашмурин лично спроектировал и сделал все для появления опытного образца по-настоящему мощного танка ИС-7, имеющего предельные для того времени возможности. В 1948 году начались испытания образца боевой машины на военном полигоне в Кубинке. По словам Евгения Кульчицкого, основного испытателя бронетехники тех лет, возможностями ИС-7 были шокированы все. Несмотря на впечатляющие размеры, танк мог двигаться на предельно высокой скорости, был готов к маневрам, имел невероятную для тех лет бронезащиту и самое мощное вооружение.

Самое главное, что управление таким танком было достаточно простым и легким, не требующим от экипажа колоссальных усилий. Несколько движений рычагов и педалей позволяли разгонять танк до скорости 60 километров в час. Танк был готов к боевым действиям в любых условиях. И даже при продолжительной активности боевая машина не перегревалась за счет эжекционной системы, охлаждающей дизельный мотор. В качестве вооружения ИС-7 использовал полуавтоматическую 130-миллиметровую пушку, восемь пулеметов, в том числе и крупнокалиберные пулеметы Владимирова. Боезапас танка составлял семь тысяч патронов и 25 снарядов.

Списать и забыть

Насколько этот танк восхитил испытателей, настолько же напугал советских чиновников. Слишком невероятным казался прорыв в танкостроении, слишком мощной была боевая машина, предлагаемая к серийному выпуску. Поэтому после долгих совещаний было принято решение отказать ИС-7 в постановке на вооружение. Позже на основе его характеристик был создан Т-10А, ставший лучшим тяжелым танком в послевоенный период истории страны.

Единственный опытный образец ИС-7 удалось сохранить до настоящего времени, он занял свое почетное место среди экспонатов музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке. Самое удивительное не то, что данный танк не стал гордостью советской армии, а то, что, несмотря на технологический прорыв, современные боевые машины так и не смогли совместить в себе тяжелый вес и мощь с легкостью управления – чего удалось добиться инженеру Шашмурину — создателю танка ИС-7.

Источник: https://vegchel.ru/index.php?newsid=46720

Военмех-инфо
-->
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *