СОВРЕМЕННАЯ КОННАЯ РАЗВЕДКА В ВОЙСКАХ

Поделись с друзьями новостью

На примере пограничных подразделений ФСБ

-->

Границы нашей страны сейчас охраняет соответствующая служба ФСБ. Она имеет на вооружении бронетранспортёры и бронеавтомобили, авиацию и самоходную артиллерию. Казалось бы, этого вполне достаточно, чтобы задержать нарушителей границы или пресечь локальные конфликты.

-->

Но тут появляется одна проблема. Зачастую граница проходит через горную местность или густые леса. Как контролировать такие участки наших рубежей? Наверное, на помощь должны прийти современные средства: авиация, беспилотные аппараты и электронные системы слежения? Но такая охрана границы встанет слишком дорого. И снова на помощь приходит лошадь! Причём конные части на пограничной службе принесли немало пользы ещё советской армии. Даже когда от кавалерийских корпусов остались одни воспоминания и конный полк «Мосфильма», некоторые горные заставы СССР имели конный состав для патрулирования сложных участков границы.

-->

Изначально Пограничные войска, как и дореволюционная Пограничная стража, в большинстве своем проходили по кавалерии. Даже если были чисто пехотные заставы, то все равно на заставах были кони. Лошади использовались для несения службы, поиска и задержания нарушителей границы, хозяйственного обеспечения. И хотя эмблемы в петлицах носились пехотные, непременным атрибутом формы одежды была шашка. Как в ОКПС, так и в тридцатые – шестидесятые года. С увеличением количества автомобильной техники в Войсках машины постепенно вытеснили лошадей. Они остались только там, где автомобиль не пройдет и где большие участки — Средняя Азия, Закавказье, Забайкалье, Восточный Округ. В основном — в горах.

-->


Предназначение осталось прежним – несение службы по охране Границы, увеличение мобильности пограничных нарядов и резерва. Ну а если наряд уходил на дальнее расстояние и не на один день, наличие лошадей позволяло взять с собой больше запасов. И по хозяйству они были не лишние, борону по КСП там потаскать, городок следопытства помочь привести в порядок. Помогали они сэкономить силы своим коллегам по службе на заставе – служебным собакам. И не только в прошлые времена, это актуально и сейчас, в эпоху беспилотников, тепловизоров и прочих мудрёных приборчиков.

-->

Но лошадь может пригодиться не только в горах. Она столь же успешно передвигается по лесистой местности и по заболоченным районам. Да и вообще, как правило, вдоль границы редко проложены хорошие дороги… А там, где нет дорог, только всадник сможет быстро переместиться из пункта «А» в пункт «Б». И наконец, вспомним о возможности кавалериста вести визуальную разведку. Возможность эта в разы выше, чем у пограничного отделения, следующего пешим ходом или находящегося в бронетранспортёре.

Кавалерия в Пограничной службе не потеряла своей актуальности. Лошади активно используются там, где не пройдет ни машина, ни другая техника.

-->

СОВРЕМЕННАЯ КОННАЯ РАЗВЕДКА В ВОЙСКАХ
На примере подразделений горной кавалерии

-->

Уже после Первой мировой войны во всём мире считали, что будущее за механизацией армии. На лошадь и всадника в ХХ столетии стали смотреть как на пережиток прошлого, ненужную архаику. Которая дозволена разве что в церемониальных частях, где кавалеристы демонстрируют почётным гостям блеск обнажённых палашей, сверкание касок с плюмажами и прочую роскошь XIX века. Однако и в наши дни есть немало задач, которые куда проще решить с помощью кавалерии, чем с помощью механизированной и оснащённой самым совершенным оружием армии. Вы удивлены? Вот самые убедительные примеры.

-->

Горные части
Боевые действия последних десятилетий доказали, что необходимо увеличить количество горных частей в составе российской армии. В итоге появились горные бригады. По своему оснащению они всё ещё являются мотострелковыми войсками. Однако механизированная пехота не совсем предназначена для службы в горах. Дорог там может не быть вовсе, или они окажутся плохими. Или пути коммуникации будут находиться под постоянной угрозой внезапного удара неприятеля. Неслучайно значительная часть потерь во время боевых действий в горах случалась именно во время движения мотострелковых колонн по горным перевалам. И никакая специальная выучка солдат или система разведки эту проблему никогда полностью не решит. Бронетранспортёр горных частей в случае атаки на маршевую колонну всё так же останется «братской могилой на колёсах». Можно, конечно, перевести всех горных стрелков на пеший ход. Но тогда о мобильности, столь необходимой лёгкой пехоте, и о насыщении войск тяжёлым оружием — столь полезным в современной войне — можно совершенно забыть. На своих двоих далеко не уйдёшь и ничего кроме самого лёгкого вооружения не унесёшь. Но выход есть! Если сделать горные части кавалерией, внезапно обнаружится: мобильность таких отрядов не меньшая, чем у механизированных. Да, лошадь движется медленнее БТР, но зато она пройдёт там, где не пройдёт техника. Причём пройдёт незаметно — что очень важно, когда воюешь в горах. Кроме того, конница совершенно не зависит от подвоза горючего и ремонтных подразделений — в отличие от механизированных частей, — а достаточный запас фуража может легко увезти с собой.

-->

И самое главное — даже движущаяся в походной колонне конная часть несёт куда меньше потерь, чем механизированная. В случае нападения она гораздо быстрее может рассредоточиться по местности и перейти к обороне. Разумеется, для современной полевой армии конница не нужна, но для горных частей лошадь — как раз то, что нужно. Сейчас горные части на Кавказе и в Сибири, хоть и являются формально мотострелковыми, используют не только технику, но и лошадей. Особенно — для разведывательных и иных специальных операций.

СОВРЕМЕННАЯ КОННАЯ РАЗВЕДКА В ВОЙСКАХ
На примере подразделений армии Родезии.

Сейчас, когда власти РФ, «вымучивают» себя изобретая службу для казаков, мы видим, на примере других стран, что на войне осталось место для лошади. И что, создание нескольких кавалерийских подразделений, для ведения боевых действий в труднодоступной местности, вполне оправдано, как с военной так и с экономической точки зрения. И что, никто кроме казаков, как природных всадников, как народа воина к такой службе не способен. Остается открытым вопрос, почему не происходит создания таких, конных подразделений, на базе бывших казачьих войск или же на базе современных реестровых казачьих войск? Первое,это не желание предавать казакам, даже оттенок прежней значимости, как вооруженного народа. Второе, это не желание вообще что либо делать, для повышения реальной эффективности вооруженных сил РФ в зонах военных конфликтов, и третье, не умение и отсутствие нужных кадров, с должной, подготовкой.

Сама идея использования кавалерии в Африке, во второй половине 20 века, не нова, первыми кавалерию для борьбы с черными повстанцами, стали использовать португальцы, в Анголе и Мозамбике, в 1960 годах, в зонах свободных от мухи ЦЦ. В 1968 году в Анголе были создана Grupo де Cavalaria № 1 трех эскадронного состава, чуть позднее, точно такая же группа, была создана в Мозамбике. У португальцев было две причины, для создания подобных кавалерийских групп. Первая стоимость, один французский грузовик по стоимости, равнялся стоимости вооружения и снаряжения целого конного взвода. Вторая причина, более высокая боевая эффективность, в частности, более высокая автономность, способность лошади действовать на подножном корму, без подвоза фуража, и самое главное возможность вести патрулирование в условиях бездорожья и труднопроходимой местности, в среднем по 50 км. в день. Как показал опыт использования кавалерии португальцами, конные подразделения менее уязвимы, для засад, нежели пешие или моторизованные патрули, это качество придает особая чувствительность лошади к звукам и запахам, что при должной подготовке лошади, позволяет заранее обнаруживать засады. От себя могу добавить, что лошади Кавказа, в особенности карачаевская и кабардинская порода, обладают, великолепными «сторожевыми» качествами, и могут не только предупредить неожиданное нападение на лагерь, но и обнаружить скрытого на довольно большом расстоянии противника. Любой опытный всадник, по поведению лошади, моментально поймет, что что-то происходит не так.

В 1975 году, в Родезии было создано экспериментальное конное подразделение разведки, которое получило, название в честь национального героя Родезии Джона Грея (скауты Грея).
Постепенно, конные подразделения стали превращаться из подразделений разведчиков при штабах, в полноценные кавалерийские подразделения, которые стали разворачиваться в прифронтовой полосе Родезия-Зимбабве, и которые стали выполнять различные задачи, начиная от слежения и разведки, вплоть до блокирования подразделений противника, до прибытия авиационной поддержки или же сил ВДВ. Одним из примеров эффективности, кавалерии, как элитного рода войск, можно привести пример, как 10 скаутов — кавалеристов в течении 3-х часов сдерживали отряд противника, убив при этом, 18 черных террористов фронта ZIPRA, не потеряв при этом ни одного человека. В другой, схватке эта же группа уничтожила 51 террориста, потеряв 2 человека. В обеих бое столкновениях потерь среди лошадей не было. К 1979 году, численность родезийской кавалерии выросла до 1000 чел! Это свидетельствует о высокой эффективности этого рода войск, при проведении антитеррористических операций в труднопроходимой местности.

Важной особенностью, родезийской кавалерии, состояла в том, что они использовали собак, для поисковых операций, в частности был использован родезийский реджбек и английская гончая.

Подготовка лошадей и всадников не представляла из себя ничего нового. Всадники готовились с нуля, период подготовки всадника иногда, ограничивался 28 днями, лошади 130 днями. Лошадей учили, не бояться выстрелов, и преодолевать препятствия. Лошади были не большие и выносливые, и так же как любая горная лошадь, могли нести службу без дополнительного фуража. Это очень важное замечание, поскольку ряд пород, в частности наша буденовская, выводились из расчета кормления овсом, и хорошим фуражом. Для войны в горах, нужны лошади способные прокормить сами себя в течении, как минимум 10 дней.

Следует особо отметить заслуги Энтони (Тони) Stephens, начинавшего службу, в Ирландской национальной гвардии, продолжил службу, в Южной Африке и в качестве командира родезийских стрелков. Как многие из ирландцев его возраста (1932 год рождения), он был с лошадью на «ты», прекрасно разбирался в вопросах ветеринарии. Вместе с родезийскими ветеринарами, ему принадлежит заслуга в разработке комплекса, ветеринарных мер по по повышению устойчивости и выносливости лошади при ведении боевых действий в труднопроходимой и сложно пересеченной местности, в частности ему принадлежит идея создания специальных подков для лошади. Он же сэкономил массу денег, переделав грузовики, Мерседес (7,5 тонн), для перевозки лошадей. Интересно, что впервые транспортировку лошадей на автомобилях применили в Иране в 1920 году, в операциях по борьбе с повстанцами. Были сделаны специальные коневозы, для доставки лошадей в места проведения боевых операций. Это существенно повысило мобильность, кавалерии. И еще раз подтвердило, выдвигаемый мною тезис, что использование любого вида вооруженных сил, нужно пересматривать, в ходе изменения средств и способов ведения войны.

Правой рукой Stephens, был сержант Сержант Рой Elderkin, который в свою очередь, создал специальную систему подготовки всадников, увеличив ее с 28 дней до 18 недель. При этом готовились, как белые всадники, так и черные.он участвовал в создании, конюшен, загонов, ветеринарных пунктов, складов с фуражом и так далее. выработанная им система подготовки всадника и лошади, привела к тому, что очень мало лошадей, было убито или пострадало, в ходе боевых операций.

Одним из поступивший на военную службу, был майор Майк Уильямс американец, который не только прекрасно работал в сфере подготовки лошадей, но разработал программу, подготовки собак — саперов, которые применялись в родезийских сухопутных войсках и даже в ВВС.

Военмех-инфо
-->
, , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *