Работы по созданию подвижного разведывательного пункта ПРП-3 «Вал» были начаты по заданию, сформулированному в 1963 году. Основными задачами ПРП являлись: ведение разведки наземных целей, обработка информации и обеспечение целеуказания ракетно-артиллерийским системам. При этом ПРП должен был сохранить высокие характеристики базовой машины (БМП-1): отличную маневренность, хорошую проходимость, высокую скорость передвижения, достаточную броневую защиту и способность преодоления водных преград вплавь.

ПРП разрабатывался Рубцовским машиностроительным заводом. Первый его вариант, ПРП-3 «Вал», поступил в серию в 1972 году. Данная машина отличалась от БМП и БРМ другой башней с одним 7,62-мм пулеметом и целым комплектам разведывательной аппаратуры, включающей в себя: РЛС разведки наземных целей 1РЛ126, дальномер 1Д6, приборы наблюдения 10П79 и 1ПН29, а также навигационную аппаратуру и две радиостанции Р-223М. Кроме того, ПРП имел термодымовую аппаратуру для постановки дымовых завес и пусковую установку 2П130-1 для запуска осветительных снарядов 9М41.

Дальнейшим развитием ПРП-3 стал разведывательный пункт ПРП-4, который по сравнению с первой машиной оснащен более совершенной разведывательной аппаратурой: приборами наблюдения 1ПН59, ночным прибором наблюдения 1ПН61, улучшенной РЛС 1РЛ-133-1 и активно-импульсным лазерным дальномером 1Д11 М-1. Введены также новая аппаратура передачи данных и новые средства связи. В стандартное оборудование новой машины включен автономный агрегат питания, а из состава вооружения удалена пусковая установка осветительных снарядов. ПРП-4М был принят на вооружение в 1988 году, и в состав его оборудования добавлены тепловизионный инфракрасный прибор наблюдения, перископический лазерный дальномер с улучшенными характеристиками и переносной лазерный прибор разведки. Завершающей на сегодняшний день машиной из серии ПРП стала ПРП-5, предназначенная для ведения разведки неподвижных и движущихся наземных целей днем и ночью, в любых метеоусловиях. Разведывательный пункт ПРП-5 оборудован РЛС, тепловизионным прибором наблюдения, лазерным дальномером, ночным активно-импульсным и перископическим дневным прибором наблюдения, аппаратурой навигации и ориентирования, электронным вычислителем обработки информации, аппаратурой связи и передачи данных, аппаратурой для организации наблюдательного поста. ПРП состояли на вооружении подразделений артиллерийской разведки артиллерийских частей и подразделений Советской Армии, а также армий стран — бывших республик СССР.

Тактико-технические характеристики ПРП-4М
Боевая масса, т: 13,2
Экипаж, чел.: 5
Годы производства: с 1988
Размеры ПРП-4М
■ Длина корпуса, мм: 6735
■ Ширина корпуса, мм: 2940
■ Высота, мм: 2146
■ Клиренс, мм: 370
Броня ПРП-4М — тип брони: противопульная 6..26 мм
Вооружение ПРП-4М
■ Прицелы: 1ПН71, 1ПН61, 1Д14
■ Пулемёты: 1 х 7,62-мм ПКТ
Двигатель ПРП-4М
■ Тип двигателя: дизельный УТД-20
■ Мощность двигателя, л. с.: 300
Скорость ПРП-4М
■ Скорость по шоссе, км/ч: 65
■ Скорость по пересечённой местности, км/ч: 7 на плаву
■ Запас хода по шоссе, км: 550..600
■ Удельная мощность, л. с./т: 22,7
■ Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,6
Преодолеваемый подъём, град.: 35
Преодолеваемая стенка, м: 0,7
Преодолеваемый ров, м: 2,5
Преодолеваемый брод, м: плавает

