Про лётную работу

Поделись с друзьями новостью
Про лётную работу, изображение №1

 ОГРОМНЫЙ ИНТЕРЕСНЫЙ МАТЕРИАЛ 

‼

Про лётную работу #Военные_мемуары@soldiers_of_fortune
Иногда мне задают вопросы про романтику летной работы, любовь к небу, чувство полета, про «обнимая небо крепкими руками…» и всякую похожую ерунду. И даже недавно спросили, не тянет ли меня в небо?

В небо меня не тянет, так же, как и шахтера не тянет в шахту. Ведь полеты – это обычная работа, и ничего более.

Немного расскажу вам о летной работе.

Чего не купить

Начну, пожалуй, с момента поступления в летное училище.

В настоящее время нет места никакой романтике, поступление в летное училище – серьезный бизнес. Именно так. Я сам записывал в списки тех абитуриентов, которых надо принять в летное училище. А большой начальник этот список вернул и сказал оформить так, чтобы он понимал, что можно получить за поступление каждого кандидата и кто за ним стоит.

Что нельзя купить при поступлении в летное училище?

Летное здоровье.

Его даже нельзя «развить», летное здоровье можно только получить в наследство от мамы с папой. У офицеров летного училища есть негласное правило – не помогать абитуриентам при проблемах со здоровьем.

Почему такой серьезный подход к здоровью?

Летная работа предполагает воздействие на организм различных факторов, с которыми в обычной жизни человек не сталкивается. Ну и обучение летчика настолько дорогое дело, что хотелось бы, чтобы летчик пролетал как можно дольше, а для этого необходим запас по здоровью.

В общем, романтики в летное училище поступают очень редко, практически случайно.

Почему у продвинутых ребят считается удачным – стать военным летчиком?

Тут все просто: достаточно посмотреть, сколько получает командир «Боинга» в «Аэрофлоте».

Многие курсанты не собираются связывать свою судьбу с армией навсегда. Задача минимум – бесплатно научиться летному делу, попутно отслужить в армии, приобрести квартиру по программе «Военная ипотека», по возможности бесплатно выучить английский язык до необходимого уровня, заработать военную пенсию. В 35 лет можно завязывать с армией и начинать движение в гражданскую авиацию.

Окажу помощь кафедре

Как учатся курсанты?

Многие хорошо и удовлетворительно, а некоторые – никак…

«Приедет отец, разберется», «Окажу помощь кафедре…» – это возможные варианты, о которых я лично слышал.

Летают курсанты с удовольствием, дело это интересное, все мальчишки любят играть с железяками и машинками, а уж летать – тем более.

Как происходит распределение курсантов по профилям – истребители, штурмовики, транспортеры, дальники?

Сначала сами курсанты пишут рапорта, затем инструкторы высказывают свое мнение, потом начальники учитывают мнение именитых родителей и просителей, и уж тогда оформляют распределение.

Немного «романтизьму» для полноты картины.

Вот что я читал в рапорте одного курсанта:

«Прошу направить меня на факультет военно-транспортной авиации, так как в этой авиации есть возможность дополнительного заработка».

Неофициальное название курсантов, отобранных для обучения на профиле военно-транспортной авиации – «золотая рота».

Еще один сложный этап – распределение по полкам при окончании учебы в училище. Золотое время для кадровиков. Огромный конкурс «волосатых рук», «звезд на погонах» – и сами знаете, что купить у нас можно все.

Конечно, в чем-то я перебарщиваю и даже где-то все рисую в мрачных тонах, но то, что я изложил, меня очень сильно волнует и раздражает.

Все, о чем я тут написал – мое личное мнение, не основанное ни на каких фактах. Считаю, что я, как «художник», имею право на художественный вымысел. Ну, вы меня понимаете…

-______________________________________________________________________________________________________________________________

Про лётную работу

Иногда мне задают вопросы про романтику летной работы, любовь к небу, чувство полета, про «обнимая небо крепкими руками…» и всякую похожую ерунду. И даже недавно спросили, не тянет ли меня в небо?

В небо меня не тянет, так же, как и шахтера не тянет в шахту. Ведь полеты – это обычная работа, и ничего более.

Немного расскажу вам о летной работе.

Чего не купить

Начну, пожалуй, с момента поступления в летное училище.

В настоящее время нет места никакой романтике, поступление в летное училище – серьезный бизнес. Именно так. Я сам записывал в списки тех абитуриентов, которых надо принять в летное училище. А большой начальник этот список вернул и сказал оформить так, чтобы он понимал, что можно получить за поступление каждого кандидата и кто за ним стоит.

Что нельзя купить при поступлении в летное училище?

Летное здоровье.

Его даже нельзя «развить», летное здоровье можно только получить в наследство от мамы с папой. У офицеров летного училища есть негласное правило – не помогать абитуриентам при проблемах со здоровьем.

Почему такой серьезный подход к здоровью?

Летная работа предполагает воздействие на организм различных факторов, с которыми в обычной жизни человек не сталкивается. Ну и обучение летчика настолько дорогое дело, что хотелось бы, чтобы летчик пролетал как можно дольше, а для этого необходим запас по здоровью.

В общем, романтики в летное училище поступают очень редко, практически случайно.

Почему у продвинутых ребят считается удачным – стать военным летчиком?

Тут все просто: достаточно посмотреть, сколько получает командир «Боинга» в «Аэрофлоте».

Многие курсанты не собираются связывать свою судьбу с армией навсегда. Задача минимум – бесплатно научиться летному делу, попутно отслужить в армии, приобрести квартиру по программе «Военная ипотека», по возможности бесплатно выучить английский язык до необходимого уровня, заработать военную пенсию. В 35 лет можно завязывать с армией и начинать движение в гражданскую авиацию.

Окажу помощь кафедре

Как учатся курсанты?

Многие хорошо и удовлетворительно, а некоторые – никак…

«Приедет отец, разберется», «Окажу помощь кафедре…» – это возможные варианты, о которых я лично слышал.

Летают курсанты с удовольствием, дело это интересное, все мальчишки любят играть с железяками и машинками, а уж летать – тем более.

Как происходит распределение курсантов по профилям – истребители, штурмовики, транспортеры, дальники?

Сначала сами курсанты пишут рапорта, затем инструкторы высказывают свое мнение, потом начальники учитывают мнение именитых родителей и просителей, и уж тогда оформляют распределение.

Немного «романтизьму» для полноты картины.

Вот что я читал в рапорте одного курсанта:

«Прошу направить меня на факультет военно-транспортной авиации, так как в этой авиации есть возможность дополнительного заработка».

Неофициальное название курсантов, отобранных для обучения на профиле военно-транспортной авиации – «золотая рота».

Еще один сложный этап – распределение по полкам при окончании учебы в училище. Золотое время для кадровиков. Огромный конкурс «волосатых рук», «звезд на погонах» – и сами знаете, что купить у нас можно все.

Конечно, в чем-то я перебарщиваю и даже где-то все рисую в мрачных тонах, но то, что я изложил, меня очень сильно волнует и раздражает.

Все, о чем я тут написал – мое личное мнение, не основанное ни на каких фактах. Считаю, что я, как «художник», имею право на художественный вымысел. Ну, вы меня понимаете…

Правак

Ну ладно, хватит об училище, расскажу, как молодой летчик начинает свою летную работу. Именно работу, так как все, чем он занимался прежде, было учебой.

И теперь летчик будет учиться, но в процессе летной работы, и ему за это будут выдавать неплохое денежное довольствие. Чтобы случайно никого не «очернить» и ни на кого не наговаривать, рассказывать буду на примере исчезнувшей «авиации» – морской ракетоносной, летавшей на самолетах Ту-16 и Ту-22м2(3). Ничего не буду выдумывать, все из личных наблюдений.

Из училища летчик приходит на первичную должность помощника командира корабля, а так как его рабочее место в кабине самолета находится справа, то и называют эту должность коротко – «правак».

Вместе с праваком в самолете (корабле) летают – командир, штурман, второй штурман (штурман-оператор). На Ту-16 еще летали воздушный стрелок-радист (ВСР) и командир огневых установок (КОУ). Оба – прапорщики.

Правак должен быстренько сдать зачеты на допуск к полетам и приступить к полетам в составе штатного экипажа. Самые трудные зачеты принимают инженеры: по устройству самолета, остальные – летчики и штурманы, эти принимают авансом: прекрасно понимая, что у лейтенанта знаний быть не может, у него есть только минимальные умения в пилотировании учебного самолета L-39.

Сдав все зачеты (обычно их за лейтенанта «сдает» его командир), правак начинает летать.

Ну, это я сильно сказал.

Сначала правак учится сидеть в кабине, дышать кислородом, выполнять простейшие действия по уборке-выпуску шасси, закрылков, фар, герметизации кабины и не мешать экипажу выполнять полетные задания.

После этого правака учат контролировать работоспособность систем самолета и следить за режимом полета. Ну, молодой летчик должен изучить все приборы вокруг себя: что они показывают, когда на какой смотреть и что там можно увидеть и понять.

Вот когда правак научится делать все, что я описал выше, ему доверяют пилотировать самолет.

Сначала простейшие действия – выдерживать горизонтальный полет, держать заданный курс, выполнять развороты, набор и снижение.

И не думайте, что я утрирую, рассказывая об этих якобы незначительных действиях правака в полете.

Вот пример из моей жизни – когда у нас в экипаже вдруг выключились оба двигателя, и мы начали падать, а потом запустили движки и перестали падать, праваком летел молодой лейтенант.

Его спросили большие начальники:

– Почему ты не заметил выключение обоих двигателей по падению оборотов?

Ответ правака прямо говорит о том, что молодой летчик еще не умеет все делать в комплексе:

– Мне сказали выдерживать курс, я его и выдерживал, ничего больше не видел.

Так что только когда правак обучится делать все комплексно – работать с арматурой кабины, пилотировать самолет, контролировать работоспособность систем и выдерживать заданный режим полета, его начинают учить взлету и посадке самолета со своего рабочего места.

Это сложные умения, и обучение происходит под руководством летчика-инструктора, постепенно, не спеша. Сначала учат выруливать, занимать место для взлета на полосе, потом взлету.

С посадкой все намного сложнее – сначала заход на посадку, выдерживание режима снижения на посадочном курсе, и уж потом – непосредственно посадка.

Сначала обучают всему этому днем, потом – ночью.

Когда правак научится всему тому, что я перечислил, и еще многим разным важным делам, таким, например, как оформление полетной документации или быстрая доставка экипажу водки, он начинает летать в свое удовольствие, постепенно изучая самолет все глубже и ширше, задает вопросы, изучает ответы, самосовершенствуется, и матереет.

Все это продолжается два или три года, после чего правак начинает примерять себя к должности командира корабля.

Про лётную работу, изображение №2
-->

Как становятся командиром корабля

А теперь о самом важном событии в летной работе для летчика настоящей авиации – о назначении на должность командира корабля. Момент очень сложный и ответственный, и не всегда это назначение зависит только от самого кандидата. Тут очень важно совпадение многих факторов.

Кое-что расскажу, но это мои личные наблюдения в одном полку одной дивизии, поэтому все мои воспоминания будут насквозь пропитаны субъективизмом.

Экзотические праваки

В наше время в обычных полках было около 30 праваков. И большинство из них хотели стать командирами кораблей. Я пишу «большинство» потому, что не все хотели и не все могли стать командирами.

Были праваки, которые, за время своей правацкой карьеры понимали, что ответственность за судьбу экипажа и самолета, принятие грамотного решения в условиях стресса – не для них, и они принимали решение о переходе в разряд «вековых» праваков. Таких не осуждали, дело житейское, опытные праваки тоже нужны.

А еще не могли стать командирами кораблей праваки экзотических национальностей по разным причинам.

Допустим, немцу «партия и правительство» не доверят ракетоносец с ядерным оружием по идеологическим соображениям, а представителя малой народности Севера, принятого в училище по нацнабору, никто не назначит командиром, ввиду его полной «невосприимчивости» к обучению. Ну и некоторых праваков не назначали командирами по дисциплинарным причинам или из-за козней начальников.

В общем, в полку всегда стояла очередь из 10–15 праваков, желающих стать командирами кораблей. А свободных мест нет. Совсем нет. И освободиться должность командира корабля может только в результате какой-нибудь «случайной случайности».

Такими случайностями могут быть:

– списание командира корабля с летной работы по здоровью;

– снятие командира корабля с должности за летное происшествие или по какой-нибудь другой дикой причине;

– демобилизация командира корабля по возрасту;

– поступление командира корабля в академию;

– перевод командира корабля в другой полк, дивизию, на другой флот – без замены, и др.

Ну ладно, допустим, что-то случилось, и в полку освобождаются несколько должностей командира корабля.

Все праваки, которые претендуют на эти самые главные должности – молодые, грамотные, дисциплинированные, все подготовлены одинаково, летают уверенно, за водкой бегают быстро, взысканий не имеют.

Кого назначат командиром корабля, как будет проходить выбор?

Что помогает

Что может помочь праваку стать командиром?

Прежде всего, надо, чтобы не только сам правак понял, что он уже созрел для командирства, но чтобы это отметили его командиры и начальники и донесли эту мысль до всяких методических советов и аттестационных комиссий. После всяческих обсуждений и споров на этих советах и комиссиях в полку формируется горячий резерв праваков на год, определяются так называемые кандидаты в командиры кораблей.

Это только первый шаг, но надо же с чего-то начинать.

Ребята из других полков и дивизий рассказывали мне про какие-то «конкурсы красоты», когда всех кандидатов начинали пытать всякими экзаменами, зачетами и различными испытаниями, но это все от лукавого, ерунда собачья, не эти экзамены и зачеты играли главную роль в назначении на должность командира корабля.

Очень хорошо помогала близость к начальству.

У правака командира эскадрильи шансов было больше, чем у правака командира отряда или рядового командира.

Добавляла шансов и близость к замполитам.

Всякие «комсомольцы и партийцы» пользовались поддержкой политруков.

Очень хорошо могла помочь активность родных и близких в полковых делах, абсолютно не связанных с летной работой. Если жена правака руководила полковым хором, то шансы этого правака просто взлетали.

В общем, я немного рассказал вам о том, что могло повлиять на назначение командиром корабля, но есть и еще некоторые факторы, о которых я расскажу, и даже на конкретных примерах покажу, кого и как назначали командирами кораблей.

По стечению обстоятельств

Мой первый командир корабля очень быстро получил должность всего через два года в праваках по стечению различных обстоятельств – летал праваком у командира эскадрильи, был «комсомольцем» эскадрильи, играл в полковом вокально-инструментальном ансамбле и просто был подхалимом. Летал он очень даже неплохо, по жизни был трусом и человеком, не имеющим собственного мнения, командиром, в классическом смысле этого слова, так и не стал, быстро продвинулся до начальника штаба полка и был тихо уволен при расформировании полка.

Первый командир корабля моего брата стал командиром после шести лет в праваках, летал хорошо, но безобразничал по жизни, выпивал, когда не следовало, и даже, если мне не изменяет память, был выгнан с учебы в 33-м ЦБП и ПЛС «по дисциплине». Несмотря на «поздний старт», он стал командиром соседнего 568-го полка, награжден несколькими орденами и, вообще, командиром был настоящим.

О романтизме

Что-то я отвлекся немного и совсем забыл о том, с чего начался мой рассказ о летной работе – о романтизме.

Так вот, даже в таком прозаическом, казалось бы, деле, как назначение правака на должность командира корабля, этот самый романтизм присутствует, иногда и с перебором.

Вспомним о таком романтическом явлении, как любовь. Да-да, та самая любовь, которая окрыляет.

Вот пример из жизни.

Служил себе спокойно правак, звезд с неба не хватал, ничем особым не выделялся, ждал своей очереди на должность командира корабля. Но совершенно внезапно подкрался к нему романтизм и накрыл его с головой. Как-то вернулась в гарнизон дочка одного офицера. Ну, она училась в институте, закончила учебу и вернулась к маме с папой.

Правак, как только узнал, что вернулась дочь именно этого офицера, так сразу и полюбил её, да так глубоко и сильно, что прямо на создание совместной семьи замахнулся. Обычное дело, большинство офицеров имеют семьи, ничего странного тут нет. Но дело в том, что девушка оказалась дочерью полковника – начальника политического отдела дивизии.

А что делать?

Любовь зла…

И тут этому праваку поперло!

Да так поперло, что мы только диву давались. У него открылись такие летные и командирские способности, да что там способности – таланты, что мы опомниться не успели, как правак стал командиром эскадрильи и засобирался в Академию. И нормально поступил в Академию, закончил её и получил назначение на должность заместителя командира полка, но не к нам в полк, а в Николаев, куда уже перевелся папа его жены – обыкновенный полковник политических войск.

Вот так обыкновенная любовь привела простого правака на сияющие вершины, и он бы обязательно стал командиром полка, и пошел бы еще выше, если бы не оборзел от своей безнаказанности и вседозволенности.

Казалось бы, что тебе надо?

Сложи ручки и плыви по течению, пока тесть силу имеет. Так нет, уже совсем краев не видел наш бывший правак, начал проворачивать какие-то махинации с военными перевозочными документами, был пойман и осужден.

В общем, довел его романтизм до цугундера…

Но вы не подумайте, что романтическая любовь может случиться только в летчицкой судьбе.

Штурманы, они ведь тоже не лыком шиты. Как-то один простой второй штурман, обреченный на невыдвижение из-за своей непроходимой тупости, вдруг встретил в гарнизоне девушку. Как я говорю – обычное дело, но девушка та оказалась не совсем обычной, а дочерью генерала – командира дивизии.

Так бывает…

А дальше, как и в случае с летчиком – семья, отдельная квартира, планы на будущее.

Надо отдать должное штурманам-руководителям, они наотрез отказались продвигать мужа дочери генерала по штурманской линии. Да генерал и сам все понял после непродолжительного общения со своим новым родственником.

Вот и решил генерал продвигать родню там, где ум не очень важен, а иногда даже и вредит, назначил его замполитом эскадрильи, а вскоре отправил его в Академию – учиться на замполита полка. Но генеральский родственник тоже оборзел, что-то такое вытворил во время учебы в Академии, что его выгнали и отправили на какой-то флот, на какую-то незначительную должность.

В общем, с этими романтизмом и любовью тоже надо осторожно обращаться, они вона как иногда людям судьбы ломают.

Я считаю, что это все от женщин, наверное…

Ладно, я немного раскрыл тему романтизма в продвижении летного состава по должностям, а в следующий раз расскажу, как из вновь назначенных командиров и штурманов кораблей делают бесстрашных воздушных бойцов.

Боевой путь командира корабля

Про лётную работу, изображение №3

После того, как определят нового командира корабля, ему подбирают экипаж.

Тут есть несколько нюансов, и сейчас я о них расскажу.

Всякую там «психологическую совместимость» можете смело забыть – это все сказки журналистов.

Прежде всего, важен уровень подготовки членов экипажа. Лучше всего, если все члены экипажа ничего не умеют, то есть небоеготовы, и их подготовка будет идти совместно. В таком случае легче происходит становление командира. Опытного штурмана нежелательно ставить в экипаж к молодому командиру корабля, чтобы не затмевал командира.

В случаях, если командир корабля назначен на должность не по своим деловым и летным качествам, а потому что жена руководит полковым хором или потому что он был видным партийцем, ему в экипаж дают опытного правака, из вековых.

Я пришел во вновь сформированный экипаж самолета Ту-16, где все члены экипажа были лейтенантами. Командир – два года после училища, штурман – год после училища, и мы с праваком пришли из училища. Я был боеготов со своего рабочего места, меня научили летать на стажировке, остальные члены экипажа только начинали осваивать новые должности.

Ввод в строй

После того, как экипаж подобран, начинается очень интенсивная летная работа по вводу экипажа в строй.

В наше время в ходе настоящей летной работы процесс ввода экипажа в строй занимал около четырех месяцев.

Сейчас расскажу, как происходит подготовка экипажа.

Сначала экипаж летает в районе аэродрома с постоянным инструктором, обычно это командир отряда. Командира учат летать в простых и сложных метеоусловиях, по кругам и зонам, все полеты выполняются в районе аэродрома, обычная продолжительность полета в зону – один час, по кругу – пятнадцать минут.

Командир впервые выполняет самостоятельные взлеты и посадки, полеты в облаках, а также выполняет полет на сверхзвуке, сначала контрольный – с инструктором, потом самостоятельно. Все, больше полетов на сверхзвуке не будет, следующий полет на сверхзвуке – через год, при проверке техники пилотирования.

При полетах в районе аэродрома сильно напрягается только командир корабля, для остальных членов экипажа эти полеты – рутина. Но и тут расслабляться нельзя, дров можно наломать и в районе аэродрома.

А потом приходит пора полетов по маршруту. Это самые нужные и интересные полеты для экипажа, причем для летчиков в этих полетах большого интереса нет. Но ведь летает и выполняет задачу экипаж, поэтому летчики тренируют усидчивость, пока пашут штурманы.

Я не буду рассказывать структуру курса боевой подготовки (КБП), в котором определено, сколько и каких маршрутов надо отлетать, чтобы стать боеготовым экипажем, это вам не нужно.

Маршруты бывают на половину радиуса (2 часа 30 минут) и на радиус (4 часа). Выполняются полеты по стандартным маршрутам, их в полку несколько, в разные стороны света.

Полет по маршруту организован в комплексе с боевым применением оружия и обычно состоит из следующих элементов – взлет, набор высоты, выход на полигон, тактический пуск крылатой ракеты, бомбометание учебными бомбами, полет по маршруту с переменным профилем, выполнение нескольких тактических пусков крылатой ракеты, снижение, заход на посадку.

Несколько полетов по маршруту выполняются с инструктором-штурманом, остальные – составом штатного экипажа. Полеты по маршруту осуществляются одиночно и в составе пары (отряда) самолетов.

Сначала полеты проходят днем, потом – ночью. Обучение идет параллельно: и днем, и ночью.

После выполнения определенного КБП количества полетов по маршруту и на боевое применение оружия экипаж считается боеготовым днем и ночью, в сложных метеоусловиях.

Далее экипаж учится летать при минимуме погоды днем, в полетах по кругу при плохой погоде. Отлетав определенное количество дневных кругов при плохой погоде с инструктором и самостоятельно, экипаж получает допуск к полетам при минимуме погоды днем, считается подготовленным по уровню 2-го класса и убывает в отпуск.

Обычно это происходит в середине июля. Так что не только замполиты летом ходят в отпуск, но и молодые экипажи.

Я специально очень сухо изложил порядок подготовки экипажа, тут не до шуточек, летная работа идет очень интенсивно, по 2–3 летные смены в неделю, бывает и по 4 смены, экипаж гоняют, не жалея, и никакого тут романтизма нет, есть только тяжелая работа.

Если молодой командир корабля оказался сильным летчиком, то его экипаж могут в отпуск не отпустить, а начать готовить к сложным видам полетов.

Вот экипаж моего брата, где командир был очень сильным летчиком, в отпуск не пошел, а командира подготовили к дозаправке топливом в полете днем и лишь потом отправили в отпуск.

Ну вот и все, если коротко.

Как говорится – получай, Родина, боеготовый экипаж!

Совершенствование

Экипаж молодого командира корабля стал боеготовым, и теперь можно приступать к полетам на совершенствование своей летной подготовки.

Что это такое?

Это полеты по маршруту на боевое применение. Обычные, ничем не выделяющиеся полеты по стандартным маршрутам. Еще командиру дают контрольный и самостоятельный полеты в зону на предельно-малую высоту и готовят к полетам по минимуму погоды ночью.

Каждую летную смену – на маршрут с бомбометанием и тактическими пусками ракет. Одиночно и в составе пары. Рутина…

И так – годами.

Одни и те же маршруты, бомбометание на одном и том же полигоне. Основное качество командира корабля, да и любого летчика настоящей авиации – усидчивость.

На маршруте летчики практически ничего не делают, автопилот (автоматическая бортовая система управления) ведет самолет по маршруту по командам навигационного комплекса или штурмана. Летчики только взлетают и садятся «на руках», остальное время – контролируют работу систем самолета глазами по приборам и действия экипажа – ушами по самолетному переговорному устройству.

Глобальные групповые вылеты случаются очень редко, раз-два в год, остальное время – рутина. Иногда могут послать на нестандартное задание: ведомым в паре с командиром отряда, но это не часто.

Но молодому командиру корабля – каждый полет в радость.

Через пару лет такой летной работы обычно летчика назначают командиром отряда. Я говорю «обычно» потому, что «мужа хормейстера» или «выдающегося партийного деятеля» могут и не назначить, если нет у них летных данных. Я сам немного полетал в экипаже «партийного гауляйтера», для него каждая посадка была подвигом.

Командир отряда – это относительно опытный летчик, которому дано право водить отряд (2–3 самолета) в бой, то есть летать «ведущим», и из него постепенно сделают «инструктора», чтобы он мог контролировать и обучать летчиков своего отряда.

На этом летная карьера многих летчиков и заканчивается.

Для очень немногих

Очень немногие будут назначены заместителями командира эскадрильи и будут заниматься летной подготовкой всего личного состава эскадрильи, а при хорошем стечении обстоятельств смогут стать командирами эскадрилий.

Командир эскадрильи – в большей степени администратор и отвечает за все, что творится в эскадрилье. Должность тяжелая, ответственная, и не все хотят стать и могут быть командирами эскадрилий. Знаю нескольких летчиков, которые отказались от должности командира эскадрильи.

Следующая летная должность – заместитель командира полка.

Обычно их два – чистый заместитель и заместитель по летной подготовке. Обязанности заместителя командира по летной подготовке понятны из названия должности, он отвечает за летное дело. Чистый заместитель – бездельник, остается за командира полка в его отсутствие и занят постоянным написанием отчетов по разным видам деятельности полка: от методической работы до совершенствования учебной базы.

О должности командира полка я много говорить не буду. Никакого отношения к настоящей летной работе эта должность не имеет. Ну, почти не имеет. Конечно, это неплохо, если командир умеет летать на самолетах своего полка, но полеты – не главное в работе командира полка.

Подготовка летчика к полетам и прохождение им должностей должны идти естественно, без ускорения и имитации прохождения должностей. Считаю, что на каждой должности летчик должен работать не менее двух лет, чтобы понять, чем он должен заниматься.

Я несколько раз был свидетелем того, как летчика искусственно готовили к большим должностям, очень быстро продвигали по службе и отправляли в Академию, чтобы он пришел из неё уже заместителем командира полка. Не всегда это делалось по блату, иногда и из лучших побуждений, так сказать, готовили кадровый резерв из достойных.

Но всегда это заканчивалось плохо, в лучшем случае, летчик просто не возвращался в полк по разным причинам: или оставался в Академии, или оседал в московских штабах.

Ну вот, очень коротко, о летной работе.

Ничего интересного, особого романтизма, я не замечал.

Возможно, кто-то в полете по маршруту, потея в резиновом спасательном костюме ВМСК, и рассматривал в маленькое окошко облака с чувством восторга, а я закрывал это окошко шторкой, чтобы свет не мешал работать с радиолокационной станцией.

Обмундирование летчика

Про лётную работу, изображение №4

Где же берут летчики «полетное обмундирование»?

Оно выдается довольствующими органами, а коротко – вещевой службой авиационно-технической части в гарнизоне, куда лейтенант прибыл после училища.

Как оно выдается?

Хочется верить, что в этом современном мире все делается с использованием цифровых технологий, и после прибытия в часть молодого летчика вместе с ним в электронном виде в вещевую службу прибывают и его «ростовки» (размеры), а через пару дней оформления лейтенанту приходит SMS с текстом: «Приглашаем на склад для получения имущества». Лейтенант прибывает на склад, где ему выдают уже подобранную по размерам гору вещевого имущества (летного и общевойскового) и «самобеглую коляску» для перевозки этой горы имущества к месту постоянного хранения.

Честно говоря, во все это верится с трудом.

Я же расскажу, как все это происходило в наше время, вероятнее всего, ничего особо не изменилось, так как такие традиции в нашей армии свято соблюдаются.

Сначала немного об устройстве тыла в Морской авиации в то время, когда еще не было этих странных авиабаз. Расскажу на примере крупнейшего авиационного гарнизона, в котором базировались: три авиационных полка – полк Ту-142 и два полка Ту-16 (Ту-22М2/3), управление дивизии и несколько частей обеспечения. Крупнейшей частью обеспечения была авиационно-техническая база (АТБ), которая обеспечивала всем необходимым остальные части и полки.

Организационно АТБ состояла из автомобильного батальона, роты охраны, различных служб: вещевой, продовольственной, финансовой, аэродромной, горюче-смазочных материалов (ГСМ), службы авиационно-технического имущества, квартирно-эксплуатационной службы, медслужбы, и еще много чего было в этой АТБ, включая различные склады.

Отвечала АТБ за все в гарнизоне: за готовность аэродрома, жратву, шмотки, бомбы, топливо, деньги, лазарет, запасные части для ремонта самолетов, эксплуатацию служебных зданий… Самое главное – АТБ была отдельной частью, замыкалась на тыл ВВС ТОФ, командовал АТБ полковник, и он не подчинялся ни командиру дивизии, ни командирам полков.

Вот вам коротенько – общее устройство тыла гарнизона.

В своем рассказе о тыловом обеспечении я не буду никого огульно обвинять, скажу только одно – все, кто в АТБ имел отношение к материальным ценностям, были не самыми хорошими людьми, за редким исключением, и поэтому у меня, с моим болезненным чувством справедливости, отношения с АТБ были очень сложными, а потом стали, так уж случилось, даже и родственными.

Роман в двух томах я писать не буду, но о некоторых моментах расскажу.

Нюансы

Первое, что должен сделать лейтенант, прибыв в гарнизон, после представления командирам – встать на все виды довольствия. Проблем нет: отнес аттестат в продслужбу АТБ – иди в столовую, оформил вещевой аттестат – через день иди на вещевые склады, где тебе выдадут море кальсон цвета синего неба и самое главное – летные шмотки, включая вожделенную кожаную (шевретовую) куртку.

Пример из личной жизни.

Даже такое простое дело, как получение летных шмоток, мы с братом не смогли сделать спокойно, без приключений, хотя и не без пользы для себя. Командир эскадрильи выделил нам несколько дней на обустройство, поэтому мы были предоставлены сами себе, деньги были, вот мы и позволили себе некоторые вольности. На ужин пошли не в столовую, а в кафе, где продавали и спиртное. Пошли в шинелях, так как другой теплой одежды еще не было. Ну, выпили немного и отправились в свою общагу.

Ходить по гарнизону было трудно, навалило много снега, передвигались по узеньким тропинкам. И вот представьте – идут два лейтенанта по тропинке, все такие из себя военные офицеры, а навстречу какое-то чучело татарской национальности в летной форме, без погон, которое нас столкнуло с тропинки в снег, а на наше возмущение ответило диким выхлопом: «Пошли все на хрен, я прапорщик Наф-в!».

Ну, как тут стерпеть это безобразие?

Конечно, прапорщика мы догнали, немного «построили» и пообещали дать в глаз, чтобы зрение немного прочистилось. Тут подошли разные люди, немного нас охладили и рассказали, что этот прапор – самый главный на складе летных шмоток, поэтому и ведет себя так вызывающе. Несмотря на то, что завтра нам надо было идти за летными шмотками, мы все-таки добились от прапора понимания того, что офицеров расталкивать нельзя, тем более таких, как мы, молодых и красивых.

Окружающие товарищи предсказали нам трудности при получении летных шмоток, но это нас не очень испугало, мы были дикими и ничего не понимали в гарнизонном «табеле о рангах».

А назавтра мы пошли на склад летно-технического обмундирования. Там была небольшая очередь из лейтенантов, и в дверях стоял тот самый прапорщик, который сделал вид, что нас не узнает. Стоя в очереди, мы наблюдали, как происходит выдача шмоток – по размеру выдавалась только обувь, все остальные шмотки прапор брал из близлежащей кучи, они были немыслимых размеров, на все претензии он отвечал кратко: «Ничего нет, бери, потом обменяешь».

Подошла наша очередь…

Мы были одного размера, сказали прапору, чтобы он все приносил по две штуки, сразу обоим. Он насупился, но молча делал, как сказали, ведь и ему не надо по два раза бегать. А когда мы стали возмущаться тем, что не все шмотки по размеру, прапор совершил немыслимый поступок, о котором еще долго ходила легенда по гарнизону – он сказал, что уже старый по полкам лазить, и если мы хотим шмотки по размеру, то сами должны их и найти.

С этими словами он распахнул дверь на склад, и запустил нас с братом в закрома Родины.

Мы немного застеснялись, но кинулись выбирать шмотки по размеру. Нашли не все, но, в принципе, остались довольны.

Уходя со склада, я сказал этому властелину летных шмоток: «Спасибо за шмотки, может, мы вчера и погорячились…», а в ответ услышал: «Да я пьяный был, вы уж извините…».

Вот так мы в первый раз получили летные шмотки и близко познакомились с начальником склада летно-технического обмундирования. Пока он служил, проблем с летным барахлом у нас не было.

Но, это частный случай, а, в общем, дела с летными шмотками обстояли не очень хорошо. Нельзя сказать, что их не выдавали, но попасть в нужный размер было трудно. К тому же, в гарнизоне надо было одеть несколько тысяч человек, поэтому очереди были огромными. Как бы то ни было, голых летчиков и техников я не видел, все были одеты согласно сезону.

Безвозвратные шмотки

А теперь расскажу о тех шмотках, которые выдавались летному составу.

Куртки – зимняя, демисезонная, кожаная, комбинезоны – зимний, демисезонный, летний, обувь – ботинки, сапоги, унты, белье шерстяное, свитер, носки шерстяные и меховые («унтята»), перчатки меховые и лайковые, защитный шлем (шлемофон) и кислородная маска и еще много всякой ерунды, вплоть до линеек и транспортиров. И все это надо было где-то хранить.

Кроме летных шмоток, у нас была еще и военная форма. Это: шинели и плащи, брюки, кители, тужурки, ботинки и туфли, шапки, фуражки, пилотки, шарфики, белье и носки, погоны и звездочки. Шинели, брюки, кители и тужурки шили на заказ в ателье, остальное получали на складе. И это тоже надо было где-то хранить.

А теперь о так называемых «категориях» вещевого имущества.

«Военные» шмотки считались «личного пользования» и выдавались безвозвратно, то есть навсегда. А вот летные шмотки относились к «инвентарному имуществу» и выдавались на определенный срок, а потом подлежали сдаче на склад.

Пример: куртка кожаная выдавалась на 4 года, потом она сдавалась и получалась новая. Такое имущество как носки, свитера, перчатки, шерстяное белье, например, после выноса срока не сдавалось и переходило в личное пользование. Некоторые, наиболее ценные предметы летного обмундирования, разрешалось оставлять себе после выноса срока и оплаты остаточной стоимости.

Автор:

Михаил Без (Bez 310)

https://topwar.ru/188620-pro-letnuju-rabotu.html
https://topwar.ru/188636-pro-letnuju-rabotu-chast-ii.html
https://topwar.ru/188638-pro-letnuju-rabotu-chast-iii.html
https://topwar.ru/188791-obmundirovanie.html
Военмех-инфо
-->
,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *