ПОСЛЕВОЕННЫЕ МОДИФИКАЦИИ ТАНКОВ. БОРТОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН

Поделись с друзьями новостью

Т-34-62

«На основе реальных событий»

-->

Несмотря на то, что образчики союзных бронефантазий обычно представляют собой вольный пересказ образцов, которые часто не похожи на их воплощение, иногда попадается и вполне реальные образцы. Например, вот такая штука, которую можно вольно называть Т-34-62. Она имеет вполне реальную историю, правда, это не совсем чтобы танк. В ходе вытаскивания бронеобъектов, которые стояли на границе Болгарии с Турцией, нашелся Т-34-85, к которому присобачили подбашенную коробку, куда воткнули башню Т-62. Получившийся гибрид существовал, но как укрепление (ДОТ). Вместе с тем, желающих увидеть это в виде танка хватает. В данном случае самая спокойная реализация, то есть почти как в жизни.

БОРТОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
«Тридцать четвёрка» со 100 миллиметровой пушкой.

Т-34 снова нуждался в модернизации. Из орудий на выборе было два – Д-10Т и ЛБ-1, созданное специально для нового Т-34. Проект начали разрабатывать с 1944 года, но адаптация погона и башни занимала много времени, из-за чего приняли решение о создании СУ-100 с орудием Д-10, чтобы компенсировать недостаток СУ-85 и качественно усилить танковые подразделения.

«Тридцать четвёрка» со 100 миллиметровой пушкой была построена в апреле 1945 года. Танки имели улучшенную башню, отсутствующий курсовой пулемёт в корпусе и 4 члена экипажа.

Обе машины оснащались выше упомянутыми пушками Д-10Т и ЛБ-1. Из них, по результатам испытаний выбрали второе, как лучшее и длинноствольное орудие.

Однако необходимость в новом Т-34 отпала с победой над Германией и массовым производством танков Т-44, которые обладали не только лучшей башней и тем же орудием, но так же превосходили Т-34 в подвижности, размерах и защите корпуса.

Пушка ЛБ-1 тоже не была запущена в массовое производство, так как её не освоили на заводах, а пушка Д-10 не сильно уступала, при установке в башню Т-44, имея схожие параметры скорострельности и лучшую более надёжную камору.

Испытания танка Т-34/100 показали высокую эффективность 100 миллиметрового орудия, установленного в среднем танке. Оно позволяло решать множество задач и оставалось актуальным вплоть до конца 50-х годов, пока пушку Д-10 не заменили 115 мм орудием У-5ТС «Молот», устанавливаемого в серийные Т-62 и ранние Т-64.

-->
-->

Т-34-100

Т-34-100 стал последней попыткой всерьёз усилить огневую мощь танка при сохранении его основных динамических показателей. Уже после поступления на вооружение модификации Т-34-85 стало очевидно, что по сумме показателей немецкий средний танк Pz.V “Panther” превосходит советскую машину. Добиться успеха в противостоянии с немецким “зверинцем” Т-34-85 мог стреляя из засады или с близких дистанций, что было не всегда возможно. В связи с этим наркомат потребовал установить на “тридцатьчетверку” более мощное орудие, по ТТХ аналогичную немецкой 88-мм танковой пушке KwK L/43 сделанной на базе зенитной. В сентябре 1944 г. КБ завода №92 разработало 85-мм пушку ЗиС-85ПМ (вскоре переименованную в ЗиС-1) с начальной скоростью снаряда 980 м\с. Бронепробиваемость действительно повысилась, но полигонных испытаний это орудие не выдержало.

Следующей, в начале октября 1944 г., на испытания поступила пушка В-9 аналогичного калибра спроектированная КБ завода “Большевик”. Начальная скорость снаряда у неё составляла 960 м\с, а при использовании конического ствола (проект В-9К) этот показатель возрастал до 1150 м\с. Однако и это не устроило артиллерийское управление. Было принято решение «впихнуть» в Т-34 орудие калибра 100-мм.

ОКБ № 92 первым выдвинуло свой вариант 100-мм пушки для танка Т-34. Указанная пушка представляла собой увеличенный вариант 85-мм орудия ЗИС-С-53 с усиленным тормозом отката, затвором от 100-мм полевого орудия обр. 1943 г. БС-3, пружинным уравновешивающим механизмом и дульным тормозом. Орудие получило индекс ЗИС-100. По основным посадочным местам оно почти полностью соответствовало пушке ЗИС-С-53 и потому могло без ограничений быть установлено в башне Т-34-85. Но реакция отдачи была выше допускаемой для погона Т-34-85 на 25-30%, поэтому осенью 1944 г. указанное орудие не было допущено к испытаниям в башне Т-34-85.

Тем временем по согласованию с отделом 520 завода № 183 100-мм пушку Д-10Т для танка Т-44В подало КБ завода № 9, и совместным распоряжением А. Морозова и нач. ОГК НКТП Берадля испытаний башни нового танка была создана «ездящая лаборатория» на базе шасси Т-34-85. Поскольку диаметр погона указанной башни составлял 1800 мм, для ее размещения на корпусе Т-34-85 последний был подвергнут большим переделками. В частности, сиденье механика-водителя было сдвинуто вперед на 140 мм и опущено на 70 мм, стрелок-радист исключен из состава экипажа, топливные баки были перенесены из боевого отделения в трансмиссионное и отделение управления, а вторая и третья свечи подвески размещены под углом. Все это позволяло установить на корпусе Т-34 зубчатый венец диаметром 1700 мм, на котором и поместился прототип башни Т-44В с бронированием 90 мм в лобовой части и 75 мм в бортах, в котором уже могли свободно разместиться 100-мм орудия Д-10Т или ЗИС-100 при 32 выстрелах БК.

Этот танк получил собственное имя Т-34-100, так как его реализация давала надежды на возможность значительного усиления вооружения существующих танков Т-34 без значительной перестройки серийного производства. К моменту готовности танка в распоряжение завода № 183 было подано только одно 100-мм орудие – доработанная ЗИС-100, получившая новый индекс ЛБ-1. В орудии было, в частности, изменено расположение противооткатных механизмов относительно ЗИС-100. Пушка показала на испытаниях максимальную скорострельность 4-5 выстр./мин, но дульный тормоз сильно демаскировал танк. Причем длина танка составляла теперь 9150 мм, а сама пушка выступала на 3340 мм за габариты корпуса. Полигонные испытания провели с 6 по 14 апреля 1945 г. на Гороховецком полигоне. Всего провели 1000 выстрелов, установив, что скорострельность пушки доходит до 5,2-5,8 выстр.\мин, а кучность стрельбы оказалась выше, чем у 85-мм ЗиС-С-53.

По окончании испытаний ЛБ-1 в Т-34-100 было установлено 100-мм орудие Д-10Т завода № 9, которое показало сходные результаты по точности, кучности и скорострельности, но при большей реакции отдачи, но которое было сочтено предпочтительным из-за отсутствия у орудия дульного тормоза. Поэтому вопрос о вооружении танка Т-44В был решен в пользу Д-10Т.

Но ОКБ № 92 совместно с КБ завода № 112 в инициативном порядке подготовили вариант танка со 100-мм пушкой ЛБ-1 в башне раннего Т-34-85 вместо 85-мм пушки Д-5Т.

Несмотря на то, что в отчете это орудие называется ЛБ-1, ряд фактов (например размещение противооткатных механизмов) позволяет предположить, что здесь была установлена все-таки пушка ЗИС-100, но с дульным тормозом от ЛБ-1. Проведенные испытания возкой прошли без происшествий. Но при стрельбе отмечались сильное раскачивание танка и заедание в работе поворотного механизма. Кроме того, заряжать танк в тесном отделении Т-34-85 длинным 100-мм выстрелом было крайне тяжело, а командир и наводчик были значительно стеснены в работе.

Параллельно велись также работы по перевооружению готового к серии Т-44Б 100-мм пушкой. Весной-летом 1945 г., в КБ завода № 183 были проведены опытные работы по усилению огневой мощи танка Т-44. Они были вызваны уже проведенными испытаниями танка «ездящей лаборатории» – Т-34-100, вооруженного пушками Д-10, ЗИС-100 и ЛБ-1. Первый опытный Т-44-100 получил орудие Д-10Т КБ Ф. Петрова. Несмотря на отрицательный результат подобного действа с Т-34, Т-44, по мнению военных, мог рассчитывать на успех, так как танк имел более низкую линию огня. Но испытания Т-44-100 с орудием Д-10 также закончилось неудачно. Танк, подобно Т-34-100, раскачивался при выстрелах, сбивая наводку; после интенсивных стрельб башенный погон получил небольшой люфт, не удавалось нормально уравновесить орудие в цапфах. Несколько позднее на испытания вышел Т-44-100, вооруженный орудием ЛБ-1 с зенитной пулеметной турелью для ДШКТ и навесными бортовыми противокумулятивными экранами по типу установленных на немецких танках PzKpfw III и PzKpfw IV. Испытания танка закончились в целом успешно, но впечатление о нем портило наличие на стволе орудия дульного тормоза.

Таким образом, чуда не произошло, и ни один из танков типа Т-34-100 и Т-44-100 допущен до государственных испытаний не был… Но результаты испытаний башни Т-44В на шасси Т-34 очень пригодились при рождении следующей машины.

Т-44МС

Т-44МС (который тоже является 44М,но уже с улучшенными боевыми характеристиками в виде стабилизатора,пнв наводчика и командира,а также кумулятивных снарядов в БК)

Танк Т-44МС являлся опытным образцом модернизированного танка Т-44М, на котором (после проведения капитального ремонта на 7 БТРЗ в г Киеве) харьковским 115 ВТРЗ весной 1964 г был установлен двухплоскостной стабилизатор вооружения «Циклон». Изготовили два опытных образца. В марте 1964 г первый опытный образец с установленным стабилизатором прошел полигонные испытания на НИИБТ полигоне, по результатам которых в конструкцию машины внесли некоторые изменения. Второй опытный образец со стабилизатором «Циклон» и дополнительно установленными ночными приборами наблюдения и прицеливания был подвергнут испытаниям на НИИБТ полигоне в период с 15 июня по 30 августа 1964 г На вооружение танк не принимался и в серийном производстве не состоял.

В результате установки стабилизатора основного оружия СТП-2 «Циклон» изменились углы наводки 85-мм пушки ЗИС-С-53 по вертикали, которые находились в пределах от -3°05′ до +17’30’. Скорости наводки спаренной установки оружия по вертикали составляли от 0,07 до 4,5 град./с, максимальная скорость по горизонтали в режиме стабилизации достигала 15 град./с. При стрельбе использовался штатный телескопический прицел ТШ-16, который во время испытаний не мог обеспечить качественную наводку стабилизированной пушки в цель. По результатам испытаний для установки в танк был рекомендован прицел ТШ2Б. В связи с наличием узлов и агрегатов стабилизатора СТП-2 «Циклон» боекомплект к пушке уменьшили до 35 выстрелов. Боекомплект к спаренному пулемету остался без изменений. Незначительные изменения претерпела башня танка; отверстие для спаренного пулемета было выполнено в лобовой броне справа от амбразуры пушки. Увеличили по высоте окно для телескопического при цела в маске пушки. На амбразуре пушки установили защитный противопыльный чехол.

Второй опытный образец отличался от первого следующими изменениями: — вместо двигателя А-137Б с генератором Г-5 мощностью 5 кВт установлен двигатель А-137 с генератором Г-74 мощностью 3 кВт с реле-регулятором РРТ-31М; — введены комплекты ночных приборов наводчика и командира танка и выполнен монтаж соответствующей электропроводки.

В командирской башенке устанавливался ночной прибор командира ТКН-1 («Узор») с прожектором ОУ-3, слева в крыше башни вместо смотрового прибора МК-4 монтировался ночной прицел ТПН-1 («Луна»), а на специальном кронштейне справа от амбразуры пушки — прожектор Л-2;

— перенесены вперед механизмы поворота башни и пульт управления;

— стабилизатор оружия имел два режима работы: стабилизированный и полуавтоматический;

— изъято ограждение наводчика и перенесен стопор откидного ограждения пушки на правую сторону;

— введена подножка для ног наводчика; — усилен кронштейн для крепления кнопки блокировки крышки люка механика-водителя.

В электрооборудовании танка вместо аккумуляторных батарей 6СТЭН-140М были использованы четыре аккумуляторные батареи 12СТ-70. Средства внешней и внутренней связи изменений не претерпели. Результаты испытаний показали, что параметры вооружения находились в пределах технических условий для танка Т-55 за исключением люфта и величины усилий на маховичке подъемного механизма. Углы возвышения и снижения орудия находились в пределах от -4°32′ до +17″34′. Было получено некоторое увеличение точности стрельбы с хода -на 2% (за счет улучшения условий работы наводчика). Однако установка стабилизатора привела к ухудшению доступа к основной боеукладке артиллерийских выстрелов и ухудшению условий работы членов экипажа. Дальнейшие работы по танку Т-44МС были прекращены. Тактико-технические характеристики Т-44МС Боевая масса — 32-32,5т; экипаж — 4чел.; вооружение; — пушка — 85-мм нарезная, — 2 пулемета — 7,62-мм; броневая защита — противоснарядная; мощность двигателя 382 кВт (520 л.с.); максимальная скорость по шоссе — 57 км/ч.

авторы статьи: М.В. Павлов, И.В. Павлов первоисточник: журнал «Техника и Вооружение вчера, сегодня, завтра» 2012 г. №09

Источник: https://www.dogswar.ru/oryjeinaia-ekzotika/bronetehnika/6674-opytnyi-tank-t-44ms-.html © dogswar.ru

Т-44М

Сорокчетверки прослужили довольно долго, пережив за это время несколько модернизаций. С 1961 года танки Т-44 проходили модернизацию, которая заключалась в замене агрегатов трансмиссии и ходовой части на агрегаты танка Т-54. На них устанавливались дизель В-54 мощностью 520 л.с., гитара измененной конструкции, новый главный фрикцион, пятискоростная коробка передач с синхронизаторами, что позволяло увеличить скорость танка до 57 км/ч. Так же как и на Т-54, монтировались двухступенчатые планетарные механизмы поворота (ПМП). Машина получала цевочное зацепление гусеницы, вследствие чего замялись траки и конструкция ведущего и направляющего колес. Корпус же, башня и вооружение изменению практически не подверглись, за исключением того, что боекомплект пушки был увеличен до 61 выстрела. Механик-водитель получил прибор ночного видения. Но зенитного пулемета танк, не имел. Такая модернизированная машина получала обозначение Т-44М.

Т-44Б

С 1 марта в Харькове началось серийное производство Т-44 «валовой серии» или Т-44Б. Согласно плану НКТП до конца 1945 года должно было быть изготовлено 850 штук Т-44Б при общем заказе в 1200 шт. По некоторым данным до конца войны в Европе успели выпустить 190 машин, однако в боевых действиях они участия не принимали, так как еще считались «ограниченно годными» (МП, торсионные валы, бортовые передачи работали ненадежно). Вплоть до конца мая Т-44 сдавались лишь в учебные подразделения, и только в июне первая партия новых танков была отгружена в войска, а в августе танковая часть, оснащенная новыми машинами, отправилась на Дальний Восток в действующую армию. Однако в боях они участия не принимали. Всего в 1945 году заводом № 75 было изготовлено 880 танков Т-44Б, но уже к концу 1945 года было принято решение о прекращении как работ по данному танку, так и его серийного производства. Тем не менее, ограниченное производство Т-44Б продолжалось еще весь 1946 год, в течение которого было собрано 718 танков. Таким образом, всего в 1944-1946 годах был выпущен 1631 танк (в том числе 8 опытных на заводе №183 в Нижнем Тагиле).

-->

Т-44А

В сентябре в Харькове начались работы по сборке первого серийного Т-44А. Производство узлов танка велось на месте, но корпуса и башни поступали с УВЗ, а дизели с ЧКЗ, что естественно вызывало постоянные задержки. В ноябре 1944 года из цехов харьковского завода, вышли первые пять танков Т-44А, а в декабре еще 20, которые были отправлены в танковые училища. С начала 1945 года производство танков Т-44А, ведущееся в Харькове под названием «Т-44 первой серии», удалось в основном отладить и оно пошло нарастающими темпами. Тем временем А.Морозов в Нижнем Тагиле продолжал совершенствовать Т-44. Для увеличения снарядостойкости лобового листа корпуса была вообще ликвидирована выступающая башенка водителя, одновременно были внесены изменения и в технологию его изготовления. Опытный танк, получивший название Т-44Б, был окончен 20 ноября 1944 года. Кроме монолитного переднего листа, он получил упрочненное днище, новую двигательную установку В-2-44 с системой охлаждения и питания, а также орудие ЗИС-С-53 с увеличенным боекомплектом. Незадолго до нового 1945 года танк был отправлен в Кубинку (Научно-исследовательский испытательный бронетанковый полигон), где успешно прошел Государственные испытания.

-->

БОРТОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Т-44-100 ЛБ-1 — (1945). Т-44-100 с нарезной пушкой ЛБ-1 100-мм.

БОРТОВОЕ ВООРУЖЕНИЕ БОЕВЫХ МАШИН СУХОПУТНЫХ ВОЙСК
Т-44 с 122-мм пушкой Д-25 с увеличенной башней

В феврале 1944 года были изготовлены два опытных Т-44, вооруженных соответственно 85 мм пушкой Д-5Т и 122 мм пушкой Д-25Т-44 (танки с 85 мм пушкой должны были стать обычными – «линейными», а со 122 мм пушкой – танками артиллерийского усиления), которые отличались, размерами и конфигурацией башен. Они испытывались совместно с Т-34 и трофейным танком PzKpfw V «Пантера» в феврале-марте 1944 года и опять продемонстрировали надежность своих механизмов и узлов. Т-44 был легче обоих указанных образцов, а его броневая защита в лобовой части оказалась не хуже чем у «Пантеры», которая являлась скорее тяжелым танком, хотя в Германии и считалась средним. При этом вооружение Т-44 соответствовало уровню советского тяжелого танка ИС и немецкого «Тигра» и могло быть в будущем еще усилено за счет новой башни.

Для увеличения объема боевого отделения и обеспечения возможности установки башни с диаметром погона до 1800 мм (против 1580 мм у Т-34/85), была существенно сокращена длина МТО (за счет установки двигателя поперек корпуса — параллельно КПП, а также более рационального и плотного размещения его агрегатов). Это позволило получить размеры боевого отделения, допускающие возможность установки в нем вооружения калибром до 122 мм включительно, а также сместить башню назад, так что ось ее вращения почти совпадала с центром корпуса. Здесь угловые колебания машины были наименьшими. В результате повышалась точность стрельбы из танковой пушки и снижалась утомляемость экипажа. Меньше была и вероятность утыкания длинного ствола в грунт при движении по пересеченной местности (военные вообще периодически требовали от конструкторов, чтобы пушка не выходила за габариты корпуса). Большая часть боеукладки – 44 выстрела, располагалась в специальном стеллаже, в правой передней части корпуса. Еще 16 выстрелов было размещено в башне (12 – в кормовой нише, 4 – на правом борту), а последние пять у левого борта корпуса. Пулеметные диски также находились в корпусе. 122 мм орудие Д-25Т-44, устанавливающееся на Т-44, существенно отличалось от обычного Д-25-Т, которое имело раздельное заряжание (снаряд и метательный заряд заряжались в него по отдельности). Во-первых, на Д-25Т-44 была несколько уменьшена длина ствола, во-вторых, для него был разработан специальный унитарный выстрел со сниженным примерно на 3% пороховым зарядом. Предполагалось, что это повысит скорострельность орудия в танке. Первые испытания Т-44 со 122 мм орудием проходили в феврале-марте 1944 года, но окончились неудачно: орудие вышло из строя, и было возвращено на завод. В апреле испытания возобновились, однако выяснилось, что повышения скорострельности за счет унитарного заряжания добиться не удается. Наоборот, большая масса и размер унитарного выстрела сильно осложняли работу экипажа. Заряжать пушку, ввиду ее низкой посадки и недостаточного «заднего отрезка» даже в башне с погоном в 1800 мм, было очень сложно. В случае же раздельного заряжания скорострельность составляла всего 1 выстр./мин. К тому же, боекомплект из 24 122 мм выстрелов был совершенно недостаточным для среднего танка и тех задач, которые перед ним ставились.

-->

Автор:  САНСАНЫЧ КОЧЕТКОВ

Военмех-инфо
-->
, , ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *