ПРОТИВОТАНКОВЫЕ САМОЛЁТЫ И ИХ ВООРУЖЕНИЕ — ШТУРМОВИК А-10А

Поделись с друзьями новостью

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А

-->

Поступление серийных штурмовиков в строевые эскадрильи началось в марте 1976 года. Серийный A-10A получил официальное название Thunderbolt II в честь известного истребителя-бомбардировщика Второй мировой войны P-47 Thunderbolt. Неофициально самолёт известен в ВВС США как Warthog (англ. Бородавочник – африканский вид дикой свиньи). Первая эскадрилья A-10А достигла боеготовности в октябре 1977 года.

-->

К моменту своего создания А-10А не имел аналогов и по уровню защищённости значительно превосходил другие боевые самолеты. Общий вес брони «Тандерболта» II составлял 1309 кг. Броня кабины надежно защищала пилота от попадания зенитных боеприпасов калибра 14,5-23-мм. Жизненно важные элементы конструкции прикрывались менее важными. Особенностью А-10А стала схема размещения двигателей в отдельных гондолах по бокам хвостовой части фюзеляжа. Достоинством данной схемы является снижение вероятности попадания в воздухозаборники посторонних предметов с ВПП и пороховых газов при стрельбе из пушки. Также удалось снизить тепловую заметность двигателей. Такая компоновка силовой установки позволяет повысит удобство обслуживания штурмовика и подвески вооружения при работающих двигателях и обеспечивает удобство эксплуатации и замены силовой установки. Двигатели штурмовика разнесены друг от друга на расстояние достаточное, чтобы исключить поражение одним 57-мм осколочным снарядом или ракетой ПЗРК. При этом центральная часть фюзеляжа штурмовика оставалась свободной для размещения вблизи центра тяжести самолета топливных баков. В случае вынужденной посадки на «брюхо» частично выступающие пневматики шасси должны были смягчить удар о грунт. Хвостовое оперение штурмовика спроектировано таким образом, чтобы при отстреле одного киля или даже одной из половин стабилизатора он мог сохранять управляемость. Не забыты были и такие средства противодействия зенитным ракетам, как автоматы отстрела дипольных отражателей и тепловых ловушек. Для предупреждения о радиолокационном облучении на самолёт устанавливалась станция AN/ALR-46.

-->

Помимо высокой защищённости «Тандерборт» II имеет очень значительный ударный потенциал. Самолёт с максимальным взлётным весом 23 000 кг на одиннадцати узлах подвески вооружения может нести нагрузку массой 7260 кг.

-->

Арсенал штурмовика весьма впечатляет: так, на семи узлах подвески можно разместить 907 кг свободнопадающих или управляемых авиабомб. Также имеются варианты боевого снаряжения, состоящие из двенадцати 454-кг бомб, двадцати восьми 227-кг бомб. Кроме того, предусмотрено использование блоков НАР калибра 70-127-мм, напалмовых баков и подвесных гондол с 20-мм пушками SUU-23/A. После принятия штурмовика на вооружение, наряду с 30-мм пушкой GAU-8/A Avenger, его основным противотанковым оружием были кассетные бомбы Rockeye Mk.20, снаряженные кумулятивными суббоеприпасами.

ЛТХ:
Модификация A-10
Размах крыла, м 17.53
Длина самолета,м 16.26
Высота самолета,м 4.47
Площадь крыла,м2 47.01
Масса, кг
пустого самолета 11610
нормальная взлетная 14865
максимальная взлетная 22200
Топливо
внутренние топливо, кг 4853
ПТБ, л 3 х 2271.25
Тип двигателя 2 ТРД General Electric TF34-GE-100
Тяга нефорсированная, кН 2 х 40.32
Максимальная скорость, км/ч
на высоте 834
у земли 706
Крейсерская скорость, км/ч 634
Практическая дальность, км 3949
Боевой радиус действия, км 463-1000
Скороподъемность, м/мин 1824
Практический потолок, м 10600
Экипаж, чел 1
Вооружение: одна 30-мм семиствольная пушка GAU-8/A c 1350 патронами
Боевая нагрузка — нормальная — 5435 кг или максимально -7258 кг (или 6505 с ПТБ) на 11 узлах подвески:
6 УР воздух-земля AGM-65A Maveric
9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire
2 УР воздух-воздух AIM-9E/J Sidewinder,
6 907-кг бомб с оптическим наведением GBU-15
18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II
6 907-кг бомб,
12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82
20 кассетных бомб Rockeye Mk.20
9 напалмовых бомб BLU-1 или BLU-27
16 бомбометов CBU-52 или CBU-71
2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой
10 ПУ LAU-68 7×69 (85) НУР

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
Бортовая 30-мм пушка GAU-8/А Avenger противотанкового штурмовика А-10А

-->

В ряде авиационных изданий говорится, что штурмовик А-10А был построен вокруг семиствольной пушки с вращающимся блоком стволов. Пушка и её системы заняли половину фюзеляжа самолёта. Так как GAU-8/А установлена в центре фюзеляжа, носовую стойку шасси пришлось сместить немного вбок. Считается, что 30-мм пушка GAU-8/A Avenger (англ. Мститель) от компании General Electric стала самой мощной американской послевоенной авиационной артиллерийской системой. Авиационная 30-мм семиствольная артиллерийская система является не только очень мощной, но и технически весьма продвинутой. О совершенстве GAU-8/A можно судить по соотношению массы боекомплекта к массе всей пушечной установки. Для артустановки штурмовика А-10А это значение составляет 32%. Отчасти вес боекомплекта удалось снизить благодаря использованию алюминиевых гильз вместо стальных или латунных.

-->

Вес пушки GAU-8/А составляет 281 кг. При этом масса пушечной установки с барабаном на 1350 снарядов — 1830 кг. Темп стрельбы – 4200 выстр/мин. Начальная скорость бронебойного снаряда массой 425 г – 1070 м/с. Снаряды, используемые в GAU-8/А, оснащены пластиковыми ведущими поясками, что позволяет не только снизить износ стволов, но и увеличить начальную скорость. На строевых штурмовиках темп стрельбы пушки ограничили величиной 3900 выстр/мин, а боекомплект обычно не превышает 1100 снарядов. Продолжительность очереди ограничена одной–двумя секундами, при этом пушка успевает «выплюнуть» в сторону цели 65-130 снарядов. Ресурс блока стволов составляет 21 000 выстрелов — то есть весь ресурс при скорострельности 3900 выстр/мин может быть израсходован за пять с половиной минут стрельбы. На практике, конечно, орудие не способно вести длительный непрерывный огонь. Режим стрельбы артустановки при максимально допустимом темпе — 10 двухсекундных очередей с охлаждением в течение 60-80 сек.

Для поражения бронированных целей используются снаряды PGU-14/B с сердечником из обеднённого урана. Также в боекомплект входят осколочные снаряды PGU-13/B массой 360 г. Обычно в боекомплекте пушки на один осколочный приходится четыре бронебойных, что отражает противотанковую направленность штурмовика.

-->

Согласно американским данным, бронебойный снаряд на дистанции 500 м по нормали пробивает 69 мм броню, а на дистанции 1000 м – 38 мм. Во время испытаний, проводимых в 1974 году на полигоне вблизи авиабазы Неллис, огнём 30-мм пушек удавалось успешно поражать установленные в качестве мишеней танки М48 и Т-62. Последние были захвачены Израилем во время Войны Судного дня в 1973 году. Советские танк успешно поражались сверху и в борт на дальности менее 1200 м, попадания снарядов вызывали возгорание топлива и взрыв боеукладки. При этом точность стрельбы оказалась достаточно высокой: на дальности 1200 м около 60% снарядов попадало в танк.

-->
-->

Отдельно хочется остановиться на снарядах с сердечником из U-238. Среди обывателей распространено мнение о высокой радиоактивности этого изотопа, что абсолютно не соответствует действительности. Радиоактивность U-238 примерно в 28 раз меньше, чем у оружейного U-235. С учётом того, что U-238 обладает не только высокой плотностью, но ещё и пирофорен и обладает высоким зажигательным эффектом при пробитии брони – это делает его очень подходящим материалом для изготовления сердечников бронебойных снарядов. Но, несмотря на низкую радиоактивность, бронетехника, расстрелянная на полигонах снарядами с урановыми сердечниками, подлежит специальной утилизации или хранению на охраняемых площадках. Это связано с тем, что урановая пыль, образовавшаяся при взаимодействии сердечника с бронёй, весьма токсична. Кроме того, сам U-238 хоть и слабо, но всё же радиоактивен. Причём излучает он «альфа-частицами». Альфа-излучение задерживается обычной хлопчатобумажной тканью, но частицы пыли крайне опасны в случае попадания внутрь организма – при вдыхании зараженного воздуха, или вместе с пищей или водой. В связи с этим, в ряде американских штатов запрещено использование на полигонах снарядов с урановыми сердечниками.

ПРОТИВОТАНКОВЫЕ САМОЛЁТЫ И ИХ ВООРУЖЕНИЕ
ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
Свободнопадающая неуправляемая кассетная бомба Mk.20 Rockeye, предназначенная для поражения танков и бронированной техники

Mk.20 Rockeye — свободнопадающая неуправляемая кассетная бомба, предназначенная для поражения танков и бронированной техники. Бомба комплектуется механических взрывателем MK-339 (для ВВС Канады поставляется вариант с электронным взрывателем FMU-140 ) и оснащена 247 кумулятивными суббеоприпасами Mk.118. 600 граммовый суббоеприпас Mk.118 может пробивать броню толщиной до 190 миллиметров. При сбросе одной бомбой кассеты Mk.20 Rockeye зона поражения приблизительно равна футбольному полю.

ТТХ
Длина, м — 2,30
Диаметр, мм — 335
Размах крыльев, м — 0.85
Масса бомбы, кг — 220
Высота применения, м — 90 — 900

-->

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
Свободнопадающие неуправляемые 1000-фунтовые и 500-фунтовые кассеты CBU-89 и CBU-78 Gator с противотанковыми и противопехотными минами

-->



CBU-89 Gator — 1000-фунтовая кассетная бомба, содержащая противотанковые и противопехотные мины. Предназначена для быстрого минирования местности на танкоопасном направлении при использовании высокоскоростной тактической авиации, так же минные поля используются для замедления перемещения войск или чтобы иммобилизовать цели для поражения другими видами оружие.

-->



Комплект Gator состоит из кассеты SUU-64 с 72 противотанковые и 22 противопехотными минами, и неконтактного взрывателя FZU-39. Мины взводятся когда кассета раскрывается. Детонация мины происходит при обнаружении цели или по истечению времени — обе мины оснащены таймерами самоликвидации с программируемой задержкой. Противопехотная мина детонирует в случае задевания инициирующих проводов.

-->


Система Gator состоит из двух подобных кассет: CBU-89 и CBU-78. В CBU-89/B Военно-Воздушные Силы используют кассету SUU-64/B (TMD) 1000-фунтового класса. TMD — общая конфигурация использованная и для CBU-87/B СЕМ. Эта общность удешевляет производство. Военно-морской флот использует в CBU-78/B кассету Mk-7 Rockeye, 500-фунтового класса.

-->
-->



РБК CBU-89 содержит смешанное снаряжение, 72 противотанковые мины BLU-91/B и 22 противопехотные мины BLU-92/В. Обе мины внешне идентичны: цилиндр вделанный в квадратный аэробаллистический адаптер. Габариты мин: размер адаптера: 147мм x 127мм x 66мм, высота мины: 66мм, диаметр мины: 121мм.

-->



Противотанковая противоднищевая мина BLU-91/B — основа системы Gator, эффективна против танков и другой бронетехники. Микроэлектроника в каждой мине обнаруживает цели, различает бронетехнику и подрывает мину когда цель достигает её (дистанционный магнитный взрыватель). Кумулятивный заряд пробивает броню днища большинства машин. Вес -1.95кг (ВВ-594 гр.( RDX). У мин данной системы нет элементов неизвлекаемости.

Противопехотная осколочная мина BLU-92/B служить для затруднения очистки минного поля. Она имеет натяжной взрыватель (4 выбрасываемых нити). При взрыве происходит разлёт высокоскоростных осколков в горизонтальной плоскости. Вес- 1.68 кг (ВВ-408гр. (Composition B-4). У противопехотных мин данной системы есть элементы неизвлекаемости.

Обе мины имеют три избирательных времени самоликвидации: 4ч; 48 ч; 15 дней, оно устанавливается до сброса и включается при раскрытии кассеты. Размер минного поля определяется высотой раскрытия кассеты. Высотой раскрытия управляет электромеханический неконтактный взрыватель FZU-39/B. После раскрытия кассеты мины рассеиваются, при этом площадь минирования 6 РБК CBU-89 составляет примерно 130тыс м2 (участок 200м на 650м).

ТТХ
Длина, м — 2.3
Диаметр, мм — 400
Масса бомбы, кг — 322
Размах стабилизатора, мм — 520/1070мм
Высота применения, м — 60-12000
Максимальная скорость применения, км/ч — 1300
Самолет-носитель — A-10, F-15E, F-16, B-52 (до 30), B-1B (до 30), B-2 (до 32)

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
Свободнопадающая неуправляемая кассетная 420 кг бомба CBU-97, снаряженная десятью цилиндрических суббоеприпасами BLU-108/B.

-->

Другим эффективным авиационным противотанковым боеприпасом является кассетная 420 кг бомба CBU-97, снаряженная десятью цилиндрических суббоеприпасами BLU-108/B. После выброса из кассеты цилиндр опускается вниз на парашюте. Каждый суббоеприпас содержит четыре дискообразных самоприцеливающихся поражающих элемента диаметром 13 см. После достижения оптимальной высоты над землёй суббоеприпас раскручивается с помощью реактивного двигателя, после чего диски разлетаются в разные стороны в радиусе 150 м, двигаясь по спирали и ведя поиск цели с помощью лазерных и инфракрасных датчиков. В случае обнаружения цели происходит её поражение сверху с помощью «ударного ядра». Каждая бомба оснащена датчиками, самостоятельно определяющими оптимальную высоту раскрытия. Применение CBU-97 возможно в диапазоне высот 60 — 6100 м и при скорости носителя 46 -1200 км/ч.

-->

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
Свободнопадающая неуправляемая кассетная 420 кг бомба CBU-105, снаряженная десятью цилиндрических суббоеприпасами BLU-108/B WCMD.

-->

Дальнейшим развитием кассетного боеприпаса стала бомба CBU-105. Эта кассетная бомба, практически полностью аналогична CBU-97, за исключением наличия у суббоеприпасов системы корректировки полета Wind Corrected Munitions Dispenser (WCMD).

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
10 ПУ LAU-68 7×69 (85) НУР FFAR /Hydra-70

-->

FFAR /Hydra-70 — семейство 2.75″ (70мм) неуправляемых ракет, которые используются авиацией США с начала 50-х годов. Первыми были НАР типа FFAR. Первоначально были разработаны фирмой Naval Ordnance Test Station для ВМС США в 1948 г. FFAR (Folding-Fin Aerial Rocket — ракета с раскрывающимся хвостовым оперением для поражения площадных целей или Folding-Fin Aircraft Rocket — авиационная ракета с раскрывающимся хвостовым оперением; именовалась также «Mighty Mouse»). Они широко использовались в Корейской и Вьетнамской войнах, а также Израилем в войнах на Ближнем востоке.

-->

Конструктивно НАР FFAR состояла из 3 отсеков: головного (БЧ и взрыватель), корпуса двигателя (Мк4), хвостового (сопловой блок и механизм раскрытия оперения). Все отсеки соединены посредством резьбы. Раскрывающееся хвостовое оперение 4 перьевое. Перья расположены под углом — чтобы обеспечивать стабилизацию НАР. В последствие сопловой блок доработали (мод Мк40). Для улучшения точности четыре ракетных сопла расположены с перекосом в 240. Дальность стрельбы составляла – 6 км (прицельная – 3,4 км). Основными БЧ были ОФ М151 (длина – 1,22 м, вес НАР – 8,1 кг, вес БЧ – 2,94 кг (ВВ – 0,63 кг), ОФ БЧ М229 (длина – 1,32 м, вес НАР– 10,3 кг, БЧ – 5,1 кг (ВВ – 1,04 кг), кумулятивная М247 (длина – 1,22 м, вес – 8,1 кг, БЧ – 2,9-3,0 (ВВ – 0,405 кг).

-->

Все БЧ HYDRA-70 могут быть разделены на две группы: унитарные боеголовки с контактным взрывателем и составные с воздушным подрывом (дистанционный взрыватель M-439).

M-151 НЕ : осколочно-фугасная БЧ. Головная часть изготовлена из ковкого чугуна. Взрыватель M423, M427 или MK 352. Длина – 1382мм. Общий вес БЧ 3,85 кг, из которых 1,04кг ВВ (B-4). При взрыве боеголовка фрагментируется на тысячи небольших, высокоскоростных осколков. Радиус эффективного поражения — 10 метров, но осколки сохраняют высокую убойную силу и в радиусе более 50 метров. Длина – 1,382 м. Вес НАР – 10,4кг.

-->

M-156\259 : Дымовая снаряжённая 900гр WP (White Phosphorous — белый фосфор) и 4,9кг разрывным зарядом. Первоначально использовалась для маркировки целей, но вследствие поджигающих свойств фосфора стала использоваться и как зажигательная. Конструкция аналогична M151, использует взрыватели M423 и M429. Длина – 1,40 м, старт. вес – 10,5 кг.

M-229 НЕ: усиленная осколочно-фугасная БЧ, является удлиненной версией БЧ M151. Общий вес БЧ — 7.3 кг из которых 2,18кг ВВ
B-4.

M-247: снятая с производства, но оставшаяся в военном резерве кумулятивная БЧ. Взрыватель M438- головной контактный. Вес БЧ — 3кг, из которых 820гр ВВ (смесь B-4). Бронепробиваемость- 290мм.

M-255A1 Flechette: БЧ разрабатывалась для использования по профилю «воздух-воздух/воздух-земля». Эта боеголовка была засекречена до 1993г. В боеголовке используются стандартные комплектующие от БЧ M261/M267 и взрыватель M439 RS. M-255A1 используется против лёгкобронированных целей и живой силы. Содержит 2500 иголок массой по 1,8 г. M-255E1 содержит приблизительно 1150 иголок массой по 3,8 г. Производится ограниченными партиями для использования со взрывателем M439, по профилю «воздух-воздух или «воздух-земля».

M-257: Осветительная со взрывателем M442 , была разработана для освещения поля боя. Время свечения 100 секунд с мощностью 1 миллион свечей это может осветить область более 1 км2 при оптимальной высоте. Вес M257 — 4,4кг из которых 2,2кг — магниево-натриевая селитра. Длина 1,861 м. Старт. вес – 11,1 кг.

M-261: High-Explosive Multipurpose Submunition [MPSM] кассетная боеголовка используется против легкой бронетехники, колесных машин, материальной части и живой силы. M261 — снаряжена 9 универсальными суббоеприпасами M-73. Взрыватель M439 обеспечивает программирование времени срабатывания на дальности от 500 метров до приблизительно 7000 метров. На AH-1система RMS программируется только от 700 метров до 6900 метров. Раскрытие происходит в 150м от цели. Субэлемент оптимально дробится на осколки для поражения пехоты и материальной части. 195 осколков по 10гр каждый с начальной скоростью 1500м/с. Вес БЧ M261 — 5,56кг. Каждый M-73 имеет 90гр кумулятивный заряд который может пробить 200мм брони. Радиус осколочного поражения 5м, но убойность по незащищенному персоналу сохраняется в пределах 20 м при угле падения 90 градусов.

M-264 RP: дымовая БЧ с использованием 2кг красного фосфора (RP) и двигателя MK66, что обеспечивает дальность от 1000 до 6000 метров. Четырнадцать ракет M264 закрывает 300-400 метра по фронту на 5мин при умеренном ветре. БЧ состоит из 72 шариков RP размещенных в 18 блоках по 4 в каждом, разделенные фетровыми вставками.

M-267: учебная кассетная БЧ, баллистически идентична M261 MPSM. Боеголовка несёт 3 инертных имитаторов нагрузки M75, содержащие приблизительно 28гр пиротехнического порошка. Используется взрыватель M439 RS.

M-274: учебная сигнально-дымовая БЧ, является идентичной M151, содержит приблизительно 57гр перхлората калия и алюминиевый порошок, который обеспечивает сигнатуру и дым. Взрыватель М442. Длина 1,861 м. Старт. вес – 11,1 кг. БЧ весит 3,8кг.

M-278 IR: осветительная БЧ со взрывателем M439 RS была разработана для освещения поля боя при использовании инфракрасных очков (IR). Вспышка обеспечивает ИК-свет в течение 3 минут.

М-149 Mod 0: новая БЧ со стреловидными поражающими элементами, используемая авиацией морской пехоты США. США впервые обновили кассетные боеголовки со времен войны во Вьетнаме. Новое оружие будет использоваться на вертолетах AH-1W Super Cobra и UH-1N Twin Huey в Афганистане. Новые БЧ 149 Mod 0 отличаются от предыдущих большим размером дротиков. Они предназначены для поражения живой силы противника и легкой бронетехники. Каждый дротик соответствует по размерам пуле калибра 5,56 миллиметра.

Обновленное оружие, в отличие от обычных взрывающихся ракетных боеголовок, способно поражать противника на большей площади. Кроме того, 149 mod 0 могут использоваться и на местности с большим покровом растительности, которая не представляет существенного препятствия для новых дротиков. В отличие от кассетных бомб, каждый элемент новой боеголовки не взрывается, а использует для поражения цели только кинетическую энергию.

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
2 контейнера SUU-23/A c 20-мм пушкой

-->

Исходя из успешной эксплуатации бортовых пушек M61 Vulcan фирма General Electric приняла решение создать подвесную пушечную установка (ППУ), которая бы позволила оснастить этой пушкой практически все боевые самолеты. В новом установке, получившей обозначение SUU-16/A, разместили стандартную пушку M61A1 с механическим приводом и боекомплект в 1200 20-мм снарядов типа М50. В качестве привода пушки была использована воздушная турбина, действующая от потока набегающего воздуха. В ходе испытаний выявилась зависимость скорострельности пушки от скорости полета, из-за чего пришлось установить ограничение по скорости полета при стрельбе. По итогам испытаний был создан второй вариант подвесной установки, получивший обозначение SUU-23/A, который оснастили пушкой GAU-4 Vulcan с приводом от электродвигателя.

-->

ППУ SUU-16/A и SUU-23/A были приняты на вооружение в начале 1960-ых гг. и интенсивно использовались на самолетах F-4 Phantom в ходе войны во Вьетнаме. В 1969 г. ППУ экспортировались в Англию, где использовались на самолетах F-4M Phantom для уничтожения наземных целей. В настоящее время эти самолеты сняты с вооружения.

-->

Несмотря на большую плотность огневую мощь, подвесные установки SUU-16/A и SUU-23/A менее точны по сравнению с бортовыми пушками M61A1 истребителей F-4E Phantom. Тем не менее, данные установки имели меньшее лобовое сопротивление, а так же меньший вес, по сравнению с существовавшими образцами, что и стало основным аргументом для принятия их на вооружение.

-->

Конструктивно подвесные пушечные установки SUU-16/A и SUU-23/A имеют одинаковые корпуса и оснащены 762-мм стандартными подвесными узлами НАТО, что позволяет использовать их на широком спектре боевых самолетов, включая A-4, F-4 и F-111. Единственным внешним отличием установки SUU-23/A является металлический козырек над ствольным блоком пушки.

В ППУ SUU-16/A воздушная турбина расположена на шарнирной панели в нижней части контейнера под передним подвесным узлом. Турбина выпускается в поток непосредственно перед стрельбой. Раскрутка ротора турбины осуществляется за одну секунду. Скорость полета при стрельбе из установки SUU-16/A ограничена до скорости 650 км/ч. Для раскрутки ствольного блока в ППУ SUU-23/A используется электростартер.

При стрельбе из ППУ используется обычный стрелковый прицел или бортовая система управления оружием. При ведении огня стрелянные гильзы выбрасываются за борт установки. После отпускания летчиком боевой кнопки происходит автоматическое разряжание пушки, при этом несколько боевых нестрелянных снарядов извлекается за борт (обычно до пяти). Для эксплуатации ППУ необходимо обеспечить подачу с борта самолета трехфазного электрического тока в 7 А, 208 В, 400 Гц для SUU-16/A и 10А, 208 В, 400 Гц для SUU-23/A. Контейнер SUU-23/A может эксплуатироваться при использовании постоянного тока 28 В, 3 А.

ТТХ
Длина, м — 5,05
Диаметр, м — 0,56
Боекомплект, снарядов — 1200
Вес пустого контейнера SUU-16/A, кг — 484
Вес пустого контейнера SUU-23/A, кг — 489
Вес снаряженного контейнера SUU-16/A, кг — 780
Вес снаряженного контейнера SUU-23/A, кг — 785

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
16 бомбометов (бомбовых кассет) с суббоеприпасами CBU-52/58/71

-->

CBU-52
Суббоеприпас в CBU-52 имеет размер софтбола и эффективен против целей с мягкой кожей. Дозатор вмещает 220 суббоеприпасов и лучше всего используется против личного состава или светлокожих транспортных средств. CBU-52, заряженный 220 противопехотными бомбами из антиматериалов, весит 785 фунтов и может использоваться с различными взрывателями ближнего действия или механическим взрывателем MK-339 с таймером. Суббоеприпас представляет собой 3,5-дюймовую сферическую бомбу весом 2,7 фунта с фугасной боеголовкой весом 0,65 фунта. Во всех CBU-52, -58 и -71 используются дозаторы SUU-30, металлический цилиндр, разделенный продольно. Одна половина содержит прочную заднюю секцию, которая обеспечивает принудительный выброс и раскачивание. Две половинки соединяются вместе. Четыре литых алюминиевых ребра прикреплены под углом 9~градусов к кормовой части дозатора и наклонены на 1,25 градуса, чтобы обеспечить полет, стабилизированный вращением. При снятии с самолета провод/шнур для постановки на охрану инициирует цикл постановки на охрану и задержки взрывателя. При срабатывании предохранителя усилитель взрывателя зажигается и разблокирует передний конец дозатора. Воздействие таранного воздуха на дозатор раздвигает две половинки, мгновенно распределяя полезную нагрузку и позволяя бомбам вращаться и самостоятельно распределяться. В общей сложности во время войны в Персидском заливе было израсходовано 17 831 человек.
Технические характеристики
Вес: 766 фунтов
Длина: 93 дюйма
Диаметр: 16 дюймов
Руководство: Нет
Контроль: Нет
Автопилот: Нет
Продвижение: Нет
Боеголовка: 220 Противотанковые/противопехотные суббоеприпасы BLU-61A / B
Плавка: M339, FMU-56, FMU-11, FMU-26, M907
Воздушное судно
8 A-7
4-8 F-4
4 F-16
8 F-111
B-52, A-37, A-10, F-5
Удельная стоимость: $ 1,542 (90 ФГ. США)

-->

CBU-58
CBU-58 загружен 650 бомбами. Эти бомбы содержат 5-граммовые титановые гранулы, что делает их зажигательными и полезными против легковоспламеняющихся целей. Этот кассетный боеприпас оптимизирован для целей с мягкой обшивкой, чтобы включать личный состав и военную технику со светлой обшивкой. Дозатор вмещает 650 бомб размером с бейсбольный мяч, которые должны быть рассеяны по широкой целевой области. Во всех CBU-52, -58 и -71 используются дозаторы SUU-30, металлический цилиндр, разделенный продольно. Одна половина содержит прочную заднюю секцию, которая обеспечивает принудительный выброс и раскачивание. Две половинки соединяются вместе. Четыре литых алюминиевых ребра прикреплены под углом 9~градусов к кормовой части дозатора и наклонены на 1,25 градуса, чтобы обеспечить полет, стабилизированный вращением.
Технические характеристики
Вес: 800 фунтов
Длина: 93 дюйма
Диаметр: 16 дюймов
Длина: 93 дюйма
Диаметр: 16 дюймов
Руководство: Нет
Контроль: Нет
Автопилот: Нет
Продвижение: Нет
Максимальная скорость: 625 КИА
Боеголовка: 650 Суббоеприпасов противотанковых/противопехотных бомб BLU-63A / B
Плавка: M339, FMU-56, FMU-11, FMU-26, M907
Воздушное судно 8 A-7
4-8 F-4
4 F-16
8 F-111
B-52, A-37, A-10, F-5
Удельная стоимость: 2893 долл. США (90 ФГ. США)

-->

CBU-71/B (BLU-68/B)
CBU-71 заряжен 650 зажигательными суббоеприпасами BLU-68/B, в которых в качестве зажигательного агента используются титановые гранулы. Бомба имеет два отдельных механизма поражения, один осколочный, другой зажигательный. Оба включают взрыватель с временной задержкой, который взрывается в произвольное время после удара. CBU-71/B очень похож на CBU-58, несущий 650 бомб размером с бейсбольный мяч. Однако суббоеприпасы CBU-71 имеют возможность взрывания с произвольной задержкой, что делает это кассетное оружие отличным для поражения целей с мягкой кожей (легкой или без брони).

-->

Во всех CBU-52, -58 и -71 используются дозаторы SUU-30, металлический цилиндр, разделенный продольно. Одна половина содержит прочную заднюю секцию, которая обеспечивает принудительный выброс и раскачивание. Две половинки соединяются вместе. Четыре литых алюминиевых ребра прикреплены под углом 9~градусов к кормовой части дозатора и наклонены на 1,25 градуса, чтобы обеспечить полет, стабилизированный вращением. При снятии с самолета провод/шнур для постановки на охрану инициирует цикл постановки на охрану и задержки взрывателя. При срабатывании предохранителя усилитель взрывателя зажигается и разблокирует передний конец дозатора. Воздействие таранного воздуха на дозатор раздвигает две половинки, мгновенно распределяя полезную нагрузку и позволяя бомбам вращаться и самостоятельно распределяться.

-->
-->

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
12 454-кг бомб Mk.83 или 28 227-кг бомб Mk.82

Мк.81/82/83/84 — семейство авиабомб общего назначения MK-80 было разработано в 1950г в ответ на потребность в авиабомбах с низким аэродинамическим сопротивлением LDGP — Low Drag General Purpose («бомбы общего назначения с низким лобовым сопротивлением»). Все бомбы семейства MK-80: Mk-81, Mk-82, Mk-83, Mk-84 — аналогичны по конструкции, но различны по весу и габаритам. Они предназначены для поражения легкобронированной и легкоуязвимой техники, военно-промышленных объектов, железнодорожных узлов, лёгких войсковых фортификационных сооружений, живой силы. Во время операции «Буря в Пустыне» бомбы семейства MK-80 были использованы авиацией для поддержки наземных войск, так же использовались против широкого ряда целей, включая артиллерию, грузовики, полевые бункеры, пусковые установки ракет класса «земля-воздух», артиллерийские батареи ПВО, радары раннего обнаружения, склады.

-->

Бомбы обычно оснащены механическим головным М-904 и хвостовым M-905 взрывателями или радиолокационным взрывателем FMU-113. Универсальные бомбы LDGP используются в большинстве бомбардировочных операций, где желательно максимальное фугасное поражение. Степень их наполнения ВВ — приблизительно 45 % от их полного веса.

-->

Некоторые бомбы семейства имеют термическое защитное покрытие БЧ, для использования на авианосцах. Термически защищенная бомба MK 80 разработана, чтобы уменьшить взрывоопасность бомб при пожаре топлива. Бомбы MK 82, MK 83, MK 84 LDGP последовательно подвергались улучшению ( программа PII), которая влекла за собой наполнение бомб и менее чувствительным взрывчатым веществом (PBXN-109). Доработанные бомбы MK-82, MK-83, MK 84 обозначаются BLU-111/B, BLU-110/B, BLU-117/B соответственно.
Все модификации бомб используются самостоятельно как свободнопадающие АБ или в качестве БЧ УАБ серии Paveway, JDAM и УБК (JSOW). А оснащённые магнитно-индукционный взрывателем минного типа, они преобразуются в мины-фугасы системы DESTRUCTOR, с возможностью установки в грунт или воду (как донная мина).

-->

У всего семейства бомб МК-80 модульная компоновка хвостового модуля:

Вариант LDGP – для применения на сверхзвуковых скоростях и с высот более 500м, имеет обычные стабилизаторы.

Вариант «Snakeye» – штурмовая бомба, предназначена для бомбометания с малых высот (не ниже 35 м), имеет жёсткое тормозное устройство зонтичного типа. При сбрасывании такой авиабомбы, специальная пружина под действием воздушного потока раскрывает лопасти стабилизатора и его «лепестки», придавая т.о. ему форму зонта, в результате чего увеличивается время падения бомбы, что позволяет самолёту уйти на безопасное расстояние от точки взрыва.

-->

Вариант AIR (BALLUTE) – универсальная бомба с тормозным устройством в виде надувного воздушного баллона (BALLUTE- BALLoon parachUTE, он же AIR — Air-Inflatable Retarder) раскрываясь она обеспечивает низкую скорость падения, при применении с малой высоты. Устройство AIR состоит из контейнера содержащего тормозной парашют баллонного типа, он заполняется воздухом через специальные воздухозаборники после сбрасывания бомбы с самолета. Пилот может выбрать обычную или низкую скорость падения бомбы, в зависимости от боевой обстановки.

МК-81″Firecracker» — калибр 250 фунтов, вес 118-122 кг, содержит 45 кг ВВ. Помимо основного варианта LDGP, имеется штурмовой вариант Мк-81 mod.1 с тормозным устройством зонтичного типа Мк-114 «Snakeye «, вес с ним 136 кг. Для усиления осколочного действия Мк-81 может использоваться со специальным удлинённым взрывателем (штырём-упредителем), что обеспечивает её подрыв над поверхностью земли.

MK-82- универсальная 500 фнт бомба свободного падения. Бомба в варианте LDGP (стабилизаторы MAU-93/B LDGP) имеет вес 240-241 кг, содержит 87-89 кг ВВ (TNT, Minol-II или H-6). В-52 несёт 51 бомбу Мк-82, В-1В до 84 бомб, а В-2А 82 бомбы. Как и у всего семейства на Мк-82 модульная компоновка хвоста и имеется штурмовой вариант Мк-82 mod.1 с тормозным устройством зонтичного типа — Мк-115 «Snakeye» (вес с ним 254-259 кг) или более совершенный вариант MK-82 AIR с тормозным парашютом баллонетного типа BSU-49/B AIR. Впервые эта модификация бомбы использовалась в 1986г в операции «Эльдорадо Каньон» в Ливии.

MK-83 — универсальная 1000 фнт бомба свободного падения серии LDGP. Она широко используется авиацией ВМС и Корпуса Морской Пехоты, поскольку есть ограничения на использование Мк-84 при взлёте с авианосцев. MK-83 AIR — 1000 фунтовая бомба с тормозным устройством типа «ballute» — BSU-85/В. Во время операции «Desert Storm», эти бомбы использовались главным образом авиацией КМП, для воздушной изоляции поля боя.

MK-84 «Hammer» — 2000-фнт бомба свободного падения серии LDGP. ВВС было израсходавано 12000 MK-84 в течение операции «Desert Storm» главным образом с F-15E, F-16 и F-111F, и не менее чем 1000шт было сброшено авиацией КМП. MK-84 AIR — модификация бомбы с тормозным устройством типа «ballute» — BSU-50/В. Бомба может использоваться и стратегическими бомбардировщиками B-52 (18шт), B-1B (24шт), B-2А (16шт).

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
18 227-кг бомб с лазерным наведением GBU-12 Paveway II

-->

Управляемая авиационная бомба GBU-12 построена на базе 500 фунтовой БЧ и комплекта лазерного наведения. Существует два поколения GBU-12: с комплектом наведения Paveway I c фиксированными крыльями и Paveway II с раскладными крыльями. В качестве БЧ используется фугасная бомба Mk.82.

Данная бомба широко использовалась в ходе операции «Буря в пустыне», и с их помощью было достигнуто до 88% попаданий. GBU-12 применялись с самолетов F-111F, F-15E и A-6 в основном против неподвижной бронетехники. Эти бомбы стали основным противотанковым оружием бомбардировщика F-111F. Всего было использовано 4493 единиц, из которых более половины приходится на F-111F.

ТТХ
Длина, м — 3,276
Диаметр, мм — 0,279
Вес, кг — 363
БЧ — Mk.82
Взрыватель — FMU-81T
КВО, м — 9
Дальность, км — 15
Стоимость, у.е. — 29650
Самолет-носитель — A-7, A-10, B-52, F-111, F-117, F-15E, F-16, F/A-18C/D, F-14, A-6

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
907-кг бомба с оптическим наведением GBU-15

-->

Семейство планирующих авиационных бомб с электронно-оптической системой наведения GBU-15 было создано для ВВС США. Разработка GBU-15 была начата в 1974 г. подразделением систем авиационного вооружения командования ВВС США на авиабазе Иглин и фирмой Rockwell. Бомба представляет собой улучшенный вариант бомб GBU-8/B и GBU-9/B времен войны во Вьетнаме. Изделие фирмы Rockwell так же известно как MGWS (Modular Guided Weapon System — модульная система управляемого вооружения), состоящее из различных боевых частей, систем наведения и управления. Для обозначения двух вариантов конфигурации MGWS (с телевизионной и тепловизионной системами наведения) ВВС США изначально хотели использовать обозначение управляемых ракет AGM-112A и AGM-112B. Однако, в виду того, что MGWS является планирующей бомбой, не оснащенной двигателем, ей было присвоено обозначение GBU-15(V)/B. Среди управляемых ракет обозначение AGM-112 так и осталось свободным.

Летные испытания GBU-15 в конфигурации CWW (Cruciform Wing Weapon) были начаты в 1975 г. Так же был вариант PWW (Planar Wing Weapon, GBU-20/B) способный планировать на большие дистанции, но до серийного производства дело не дошло.

Изначально было разработано два варианта конфигурации: GBU-15(V)1/B с телевизионной ГСН DSU-27A/B, позволяющей атаковать оптически контрастные цели в светлое время суток, и GBU-15(V)2/B с тепловизионной ГСН WGU-10/B (аналогичная ГСН установлена на УР AGM-65D Maverick), допускающая ограниченное применение в ночное время и любую погоду. Остальные компоненты идентичны в обоих вариантах, т.е.: 900-кг БЧ Mk.84, система управления полетом WCU-6A/B, блок аэродинамических поверхностей MXU-723/B (крылья и рули), взрыватель FMU-124/B, и приемопередатчик канала связи OA-8921/AXQ-14. В 1983 г. была готова первая полностью боеготовая GBU-15(V)1/B, а в 1985 г. GBU-15(V)2/B. Так же планировалось создание конфигурации GBU-15(V)N/B c кассетной бомбой CBU-75/B (с 1800 противопехотными/противотанковыми бомбами малого калибра BLU-63/B или BLU-86/B в разбрасывающей кассете SUU-54A/B), но работы по этой теме даже не были начаты.

Помимо указанных вариантов конфигурации существуют альтернативные. Бомба Mk.84 в качестве БЧ может быть замена проникающей 900-кг BLU-109/B, а характерные дельтовидные рули и крылья на прямоугольные (с крыльями меньшей площади, но большими рулями). Варианты с БЧ Mk.84 и прямоугольными крыльями имеют обозначение GBU-15(V)21/B (телевизионная) и GBU-15(V)22/B (тепловизионная). Варианты с БЧ BLU-109/B всегда оснащаются прямоугольными крыльями и имеют обозначение GBU-15(V)31/B (телевизионная) и GBU-15(V)32/B (тепловизионная). В настоящее время варианты (V)21/22 не производятся по финансовым причинам. Последние варианты имеют обозначение GBU-15(V)1C/B, GBU-15(V)2C/B, GBU-15(V)31A/B и GBU-15(V)32A/B. Все эти бомбы имеют учебные варианты GBU-15(V)1C(T-1)/B, GBU-15(V)2C(T-1)/B, GBU-15(V)31A(T-1)/B, и GBU-15(V)32A(T-1)/B. Для обеспечения линии связи применяется аппаратура AN/ZSW-1 и улучшенная AN/AXQ-14.

Основной принцип наведения для всех конфигураций GBU-15 одинаков. Планирующая бомба оснащена оптической ГСН (телевизионной или тепловизионной), которая передает картинку на экран дисплея в кабине самолета-носителя. Когда летчик или оператор определяет цель на экране, он осуществляет захват изображения и сброс бомбы. Система наведения непрерывно сравнивает текущее изображение с захваченным, и корректирует курс, компенсируя тем самым возможные отклонения. В другом случае, летчик или оператор осуществляет сброс до захвата, и наводит бомбу в ручную через аппаратуру двухсторонней связи AN/AXQ-14. Данные способы наведения аналогичны используемым в бомбе AGM-62 Walleye. Так же как и Walleye, GBU-15 очень эффективна против оптически контрастных целей, но в условиях низкой или переменной освещенности беспомощна.

В конце 90-ых гг. была разработана расширенная система наведения сопряженная со спутниковой навигационной системой GPS. Это позволило существенно увеличить точность и расширить возможности применения бомб ночью и в плохих метеоусловиях. В дополнение к ручному и автоматическому режимам наведения появился режим, в котором наведение осуществляется с помощью GPS-приемника на цель с известными координатами. Бомбы, оснащенные аппаратурой спутниковой навигации имеют нестандартное обозначение EGBU-15 (Enhanced GBU). В 1999 г. 100 бомб GBU-15 было доработано до стандарта EGBU-15 и в дальнейшем запланирована доработка еще 1200 бомб. Бомбы EGBU-15 всегда оснащены прямоугольным крылом.

На базе семейства GBU-15 путем оснащения разгонным твердотопливным двигателем была создана управляемая ракета AGM-130.

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
9 или 16 ПТУР AGM-114 Hellfire

-->

Разработка американского противотанкового ракетного комплекса AGM-114 Hellfire (Heliborn, Laser, Fire and Forget — вертолетный, с лазерной СН, «выстрелил и забыл») была начата в 70-ых годах. Комплекс создавался как многоцелевой, способный поражать цели с высокой точностью, эффективный против танков, бункеров и укреплений. Исследовательские работы по теме Hellfire были начаты в 1970 году, а 1971 началось предварительное проектирование. Обширные работы продолжались до 1976 года, пока Армия США не подписала контракт с фирмой Rockwell International.

-->

Изначально в ракете был использован трехцелевая лазерная ГСН, но фирма Martin Marietta более дешевую ЛГСН собственной разработки. Армия США объявила конкурс между фирмами Rockwell и Martin Marietta, в котором победила последняя. Первый испытательный запуск ПТУР AGM-114A Hellfire был произведен с борта вертолета AH-1G Cobra в 1978 году. В 1979 году было осуществлено несколько баллистических и управляемых запусков с вертолета AH-64.

-->

Войсковые испытания были закончены в 1980 году, и в 81-ом было объявлено о готовности к серийному производству. Первая боеготовая единица была поставлена армии США в конце 1984 года, а в 1985 ракетный комплекс Hellfire был принят на вооружение. Всего было выпущено 31616 ракет AGM-114A.

Для авиации флота и Корпуса морской пехоты США был создан вариант AGM-114B. Ракету оснастили малодымящим двигателем и устройством боевого взвода, необходимое для использования на кораблях. В то же время проводились изыскания по теме альтернативной ГСН. Прорабатывалась варианты двухрежимной РЛ/ИК системы, тепловизионной и РЛ миллиметрового диапазона. По некоторым данным, РЛ/ИК ГСН была создана и испытана, но дальнейшего развития программа не получила. Работы по тепловизионной и миллиметровой РЛ ГСН финансировались Армией США в рамках программы Hellfire, но продолжение получили лишь работы по ММРЛГСН.

-->

Следующая ракета семейства Hellfire получила обозначение AGM-114C. Этот вариант оснащается улучшенной лазерной ГСН, способной работать в условиях пониженной видимости. Так же AGM-114C оснащена малодымящим двигателем и имеет более низкую траекторию полета. Вскоре после принятия на вооружение, на нее обратили внимание шведские береговые артиллерийские силы. Шведы искали противокорабельную ракету малой дальности для использования против десантных кораблей и боевых кораблей малого водоизмещения. В 1984 году был заключен контракт на доработку Hellfire для целей береговой противокорабельной роли. Контракт на производство был заключен в 1987 году, и комплекс вооружения поступил на вооружение Швеции под обозначением RBS-17. Новая ракета с осколочно-фугасной БЧ замедленного действия фирмы Bofors может быть так же использована и по наземным целям.

В 1991 году началось производство следующего варианта ракеты AGM-114F Interim Hellfire. Основным улучшением стала тандемная боевая часть позволяющая поражать цели защищенные реактивной броней.

В состав комплекса Hellfire входят пусковые установки типа M272 и M299. Пусковая установка M299 была создана в 1994 году. M299 имеет цифровой интерфейс MIL-STD-1760 и стандартные натовские 356-мм узлы подвески.

С 1998 году по настоящее время ведутся работы по программе Hellfire 3. Дальность полета должна увеличится до 12 километров. Принятие на вооружение планируется в 2005 году.

Ракеты Hellfire могут быть использованы на вертолетах AH-64, AH-1W, MD-530, OH-58D, UH-60A, A129, BO-105, Lynx, SH/HH-60, S-70, RAH-66, SA-342, AS-532, UH-1 и самолетах A-10, AV-8B, AC-130, F-4, F-5E, F-16, F/A-18,OV-10D. В 1998 году производились демонстрационные испытания, в ходе которых A-114 была размещена на БПЛА Amber.

Ракета выполнена по модульной схеме и состоит из пяти отсеков: ГСН, БЧ, система управления полетом, двигатель и органы управления. В зависимости от типа ракеты ГСН может быть лазерной или радиолокационной ММ, и в зависимости от боевой задачи боевая часть может быть бронебойной, тандемной бронебойной или ОФ замедленного действия. Для применения по воздушным целям ракета может быть оснащена лазерным взрывателем. Системы управления полетом у ракет AGM-114A/B/C/F идентичны, и состоят из баллона для сжатого газа, термобатареи, автопилота и аппаратуры наведения с трехстепенным гироскопом. Все эксплуатирующиеся на данный момент Хеллфайры оснащены малодымящим твердотопливным двигателем, который разгоняет ракету до скорости более 1М. Органы управления состоят из приводов и рулей управления. Лазерная ГСН осуществляет слежение за кодированным лазерным излучением с длиной волны 1.06 ¦m, отраженным от подсвечиваемой цели. AGM-114F в основном отличается наличием тандемной бронебойной боевой части.

ПТУР AGM-114 экспортировались в Канаду, Египет, Грецию, Израиль, Южную Корею, Нидерланды, Саудовскую Аравию и ОАЭ.

В 1997 году флот США заключил контракт на доработку программного обеспечения вертолетов HH-60 и UH-60 для использования ракет Hellfire 2. Во время операции «Буря в пустыне» было выпущено около 4000 ракет.

До 2001 года было построено около 65000 ракет AGM-114 различных модификаций.

ПРОТИВОТАНКОВЫЙ ШТУРМОВИК А-10А
6 УР воздух-земля AGM-65 Maverick

AGM-65 Maverick — тактическая ракета класса «воздух-поверхность», предназначенная для поражения широкого спектра целей: танков, БТР, надводных кораблей, пусковых установок, укреплений. Ракеты AGM-65А с телевизионной головкой самонаведения были разработаны американской фирмой «Hughes Aircraft Co» и приняты на вооружение в 1972 году. С тех пор они успешно применялись в ряде локальных военных конфликтов и модернизировались вплоть 90-х годов. Всего разработано шесть модификаций с различными вариантами головок самонаведения.

-->

Все варианты ракеты «Maverick» имеют одинаковую нормальную самолетную аэродинамическую схему. Ракеты АGМ-65А и АGМ-65В отличаются друг от друга тем, что на первой установлена телевизионная головка самонаведения с углом зрения 5¦, а на второй — 2,5¦. Уменьшение угла зрения головки самонаведения дает возможность обнаруживать цель и проводить ее захват на большем расстоянии. Хотя максимальная дальность пуска ракет «Maverick» составляет 27 км, в среднем в зависимости от прозрачности воздуха и условий освещенности практическая дальность уверенного захвата малоразмерной цели телевизионной головкой самонаведения колеблется от 4 до б км при нанесении ударов с малых высот.

-->

Ракеты АGМ-65А и АGМ-65В оснащены 2-режимными твердотопливными двигателям ТХ-481. В стартовом режиме он развивает тягу 4540 кгс, а в маршевом — 990 кгс. Суммарный импульс тяги 6160 кг, время работы двигателя 3.5с.

Боевая часть ракеты — кумулятивная с контактным взрывателем.

Действия летчика при использовании этих ракет состоят в следующем. Полет к цели он выполняет, как правило, на малой высоте. После визуального обнаружения и опознавания цели летчик направляет свой самолет в ее сторону. После этого переводит переключатель выбора оружия в положение, соответствующее избранной ракете, тем самым подавая на нее команды на раскрутку гироскопа и сброс крышки носового обтекателя головки самонаведения. В это же время летчик производит набор высоты до 150-250 м. Изображение местности с головки самонаведения передается на прицельный индикатор в кабине. Летчик, следя за целью визуально, пилотирует самолет с таким расчетом, чтобы ее изображение появилось на экране. Обнаружив цель на экране, ручкой поворота головки самонаведения он накладывает на нее электронное перекрестие и нажимает кнопку «Слежение». В результате головка самонаведения переводится в режим сопровождения цели. Произведя пуск ракеты (с разрешенной дальности), летчик выводит самолет из пикирования, в которое он вошел в результате маневрирования при прицеливании (максимальное время последнего достигает 10-15 с), и в зависимости от задания или обстановки выходит из боя либо осуществляет поиск новой цели. Для применения ракеты АGМ-65В в прицельную систему внесли некоторые изменения, в результате чего на индикаторе летчика вместо электронного перекрестия высвечиваются 4 метки, которыми он обрамляет выбранную цель. Кроме того, на экране имеется электронный крест, положение которого относительно центральных меток показывает угол отклонения оси головки самонаведения (в режиме сопровождения цели) от продольной оси самолета. Если этот угол превышает допустимый, крест начинает периодически менять свою яркость (мигать). В таком случае летчик должен более точно направить самолет на цель. Помимо этого, в левом верхнем углу экрана высвечивается сектор, который начинает мигать, если головка самонаведения ракеты не различает цель (велика дальность, малы ее размеры, недостаточна оптическая контрастность). Сектор и крест высвечиваются с постоянной яркостью, когда условия захвата и сопровождения цели выполнены.

Оценивая результаты боевого применения ракет «Maverick» с телевизионными головками самонаведения во Вьетнаме (АGМ-65А), в ходе операции «Буря в пустыне», в процессе летных испытаний и учебно-тренировочных пусков (АGМ-65А и АGМ-65В) специалисты отмечают, что эти ракеты обладают довольно высокой точностью. По их подсчетам, вероятность попадания управляемой ракеты в малоразмерную цель (танк, БТР и т.д.) в среднем была равна 85 %. Однако подчеркивается, что такой показатель был достигнут в благоприятных условиях (только днем и при хорошей визуальной видимости цели), в которых возможно применение управляемых ракет с телевизионными головками самонаведения. Это накладывает большие ограничения на использование ракет в условиях Центрально-Европейского и Северо-Европейского театров военных действий, особенно в зимнее время, из-за значительного сокращения продолжительности светового дня, частых туманов и осадков. Поэтому эффективно применять управляемые ракеты с телевизионными головками самонаведения в этот период можно лишь в 30 % светового времени суток.

ТТХ
Самолет-носитель — А-10, F-15E, F-16
Скорость полета ракеты ,км/ч — 1150
Дальность действия, км — 27
Длина ракеты, мм — 2490
Диаметр корпуса ракеты, мм — 304.8
Размах крыльев , мм — 711.2
Стартовый вес , кг — 207.90
Вес кумулятивной боевой части, кг — 56.25
Вес двигателя ТХ-481, кг — 47.20

Военмех-инфо
-->
, ,

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *